Вы здесь

Региональные отделения политических партий как субъект избирательного процесса. Особенности участия региональных отделений политических партий в выборах.

 

Минюст России и его территориальные органы являются уполномоченными органами, принимающими решения о государственной регистрации политических партий, их структурных подразделений и осуществляющие контроль за их деятельностью.

На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 7 политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело, Яблоко. Скорее всего, на политическом поле появится еще одна политическая партия – Республиканская партия, которая была ликвидирована решением Верховного суда Российской Федерации по иску Федеральной регистрационной службы. Европейский суд, рассмотрев жалобу руководителя партии Рыжкова, признал ликвидацию необоснованной, соответственно решение Верховного суда незаконной. Поэтому, на основании судебных актов указанная политическая партия и ее структурные подразделения, ранее исключенные из ЕГРЮЛ и ведомственных реестров, подлежат восстановлению.

У нас в республике за исключением политической партии «Яблоко», все перечисленные политические партии имеют зарегистрированные региональные отделения. Кроме того, политические партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия создали и местные отделения, которые осуществляют свою деятельность без государственной регистрации, т.е. не имеют статуса юридического лица.

Освещая деятельность региональных отделений по участию в выборах в законодательные органы, прежде всего надо исходить из их специфического правового положения, в первую очередь учитывая ограниченную их правоспособность как юридического лица. Имеется в виду то, что самостоятельным юридическим лицом в полном объеме является сама политическая партия. Ограниченная правоспособность региональных отделений выражается в следующем:

1.Одним из признаков юридического лица является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юрлица обособленного имущества и ответственность по своим обязательствам этим имуществом, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету. В полном объеме эти признаки присущи самой партии, в частности имуществом на праве собственности владеет сама партия, региональные же отделения владеют собственностью на праве оперативного управления.

2.Решение о создании регионального отделения принимается самой партией через уполномоченный орган партии.

3.Региональное отделение руководствуется уставом и программой партии, какой-либо учредительный документ они не вправе принимать.

4.В случае ликвидации партии региональные отделения автоматически подлежат исключению из ЕГРЮЛ и ведомственного реестра.

5.Решение о ликвидации регионального отделения может принять уполномоченный орган самой партии в случаях, предусмотренных уставом партии.

6.Правом участвовать в выборах могут быть наделены региональные  и местные отделения политической партии партией в соответствии с уставом.

7.Местное отделение, обладающее правом юридического лица, не сможет принять участие в выборах, если в уставе партии такое право не закреплено. И наоборот, местные отделения, не обладающие статусом юридического лица, смогут принять участие в выборах соответствующего уровня , если уставом партии такое право предоставлено.

Понятие политической партии сформулировано в статье 3 Федерального закона «О политических партиях»: «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Таким образом, основные направления деятельности политических партий изложены в этих строках. Эти признаки в равной мере характерны и для регионального отделения политической партии.

В этой же статье закона перечисляются признаки политической партии,  соответственно и ее регионального отделения, то есть те характерные черты, которые отличают политическую партию от всех других общественных объединений:

1. Наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Этот признак говорит о национальном масштабе политической партии. Они могут быть только общероссийскими. Отсюда вывод, что не может быть никаких  региональных, межрегиональных, тем более местных партий. Существуют политические партии только общероссийского уровня. Кстати, эту позицию озвучил в недавней программной статье Путин.

2. Закон четко устанавливает, что в субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение.

3. Законом определено минимальное количество членов партии: до 1 января 2012 года в политической партии должно было состоять не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии, с 1 января 2012 года пока что - не менее сорока тысяч членов партии, при этом более чем в половине субъектов не менее четырехсот членов политпартии, а в остальных не менее ста пятидесяти в каждом региональном отделении.

4. Руководящие и иные органы политических партий, региональные отделения и иные структурные подразделения должны располагаться только на территории России. Федеральным законом «Об общественных объединениях» установлено, что если хотя бы одно структурное подразделение, хотя бы одна партийная структура расположена за рубежом, то это уже международное общественное объединение и оно подпадает под действие международного права. В политические партии в Российской Федерации, как собственно и в других государствах, иностранные граждане вступать не имеют права.

5. Под региональным отделением политической партии в Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Важно отметить, что партия и все ее структурные подразделения действуют на основе единого устава. Устав – это конституция для партии. Руководящие органы партии принимают решения, регулируют внутреннюю деятельность политической партии, но все они не должны противоречить ее уставу, а устав, в свою очередь, не должен противоречить закону. Однако следует заметить, что конечно же региональные отделения активно участвуют в принятии устава, в утверждении изменений и дополнений к ним посредством участия на съездах партии через своих делегатов.

Не менее важным моментом является и то, что политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории страны, независимо от того, есть у неё структурное подразделение на той или иной территории или нет. Она имеет право действовать везде, в том числе участвовать в выборах в порядке, установленном уставом и законом.

Деятельность региональных отделений политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных Федеральным законом и уставом партии.

Деятельность региональных отделений, как и самих политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Региональные отделения политических партии действуют гласно, информация об их деятельности является общедоступной.

Региональные отделения  должны создавать всем членам партии вне зависимости от расовой, национальной или половой принадлежности равные возможности для избрания их в руководящие органы регионального отделения, включения их в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Законом предусмотрены ограничения для создания и деятельности политических партий. Это в первую очередь создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на экстремистскую деятельность. Не допускается создание политических партий по профессиональной, расовой и религиозной принадлежности, что может выражаться в следующем: в уставах или в программах политические партии прописывают цели защиты профессиональных, расовых, национальных и религиозных интересов, а также отражение данных интересов в наименовании политической партии. Из-за этого были отказы в регистрации нескольких политических партий, у которых присутствовали признаки конфессиональной принадлежности, что впоследствии, как полагает законодатель, может привести к разжиганию социальной, национальной и религиозной розни.

Региональные отделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание подразделений политических партий в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, вооруженных силах, правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Не допускается деятельность политической партии в структурных подразделениях органов государственной власти, а также в органах местного самоуправления, за исключением законодательных и представительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Основные нормы, регулирующие вопрос участия региональных отделений в выборах в законодательные органы различных уровней прописаны в статье 25 Федерального закона «О политических партиях», в которой указано, каким образом происходит выдвижение кандидатов на различных уровнях; и в пункте 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором дается определение, что такое избирательное объединение.

Избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые вправе самостоятельно выдвигать кандидатуры на выборные должности различного уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано за год до выборов.

В выборах имеют право участвовать общероссийские общественные организации, межрегиональные общественные организации, региональные общественные организации и местные общественные организации. Только общероссийских общественных организаций, в уставе которых прописано участие в выборах, около трехсот. Региональных общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах, в республике насчитывается более 90.

Сложнее ситуация обстоит с подсчетом местных общественных объединений. Они могут существовать согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» вообще без регистрации и могут объявиться только на выборах. Но на практике такие местные организации практически не принимают участие в выборах.

Согласно статье 21 Федерального закона «О политических партиях» политические партии в своих уставах самостоятельно определяют порядок выдвижения кандидатов с учетом норм, содержащихся в законах.

Выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.

Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

При решении региональным отделением политической партии вопросов, связанных с участием политической партии в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе с формированием федерального списка кандидатов, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся в ее региональное отделение с предложением о включении их в федеральный список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, подлежат обязательному рассмотрению на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии. При рассмотрении на съезде политической партии вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов кандидатура, поддержанная конференцией или общим собранием регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов. При решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов, связанных с участием в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в соответствующий список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении), подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.

Решения по вопросам выдвижения кандидатов, списков кандидатов принимаются тайным голосованием в соответствии с уставом политической партии на съезде партии, либо на конференции или общем собрании регионального отделения не менее чем большинством голосов от числа присутствующих делегатов либо членов руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений по выдвижению кандидатов, например, предварительные согласования кандидатур с вышестоящими руководящими органами политической партии.

Важными положениями, касающимися выдвижения кандидатов, являются положения части 31 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», согласно которым политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, граждан России, являющихся членами иных политических партий.

При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политические партии обязаны опубликовать свои предвыборные программы.

Что касается общественных объединений, то они при желании формировать единый с политической партией  список кандидатур заключают письменное соглашение, в котором предусматривают условия включения кандидатов список, а также порядок представления предложений по кандидатурам и срок действия Соглашения. При этом следует отметить, что общественные объединения могут выдвигать кандидатов только в органы местного самоуправления.

Заместитель начальника Управления Минюста России по республике Северная Осетия-Алания
И.А. Сланова

27 января 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).