Вы здесь

Статья на тему: «ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, КАК ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОН О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ».

 

Некоммерческие организации являются одним из важнейших сегментов гражданского общества, призванных решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов. В последние годы ему уделяется особое внимание со стороны практически всех органов государственной власти как на федеральном, так и региональном уровнях. Оказывая НКО огромное доверие, государство не может позволить себе оставить их деятельность вне контроля, особенно в сегодняшних условиях социальной напряженности. Поэтому одну из главенствующих ролей во взаимодействии с некоммерческими организациями должны играть и играют органы юстиции. Не секрет, что многие из организаций, выходя получив свидетельство о государственной регистрации, забывают о своих обязанностях, в частности по предоставлению отчетов в государственные органы. Поэтому неотъемлемой частью взаимодействия с НКО является контроль за их деятельностью. И если результативность работы по регистрации НКО связана, прежде всего, с активностью заявителей, то надлежащее осуществление контрольных полномочий зависит исключительно от территориального органа юстиции. Основной формой контроля за деятельностью некоммерческих организаций является проведение проверок соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях». Поправки, внесенные в Закон о некоммерческих организациях, касаются порядка контроля за их деятельностью. Новым п. 4.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность осуществления проверок во внеплановом порядке по следующим основаниям: истечения сроков исполнения НКО выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ и несоответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, также основание для проведения внеплановой проверки является поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан о фактах, свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности НКО; представления избирательной комиссии о проведении проверки НКО; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки на основании требования прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Также новые дополнения в Закон о НКО (п. 4.3 и 4.4) предусматривают в случаях выявления фактов экстремизма, по обращениям и заявлениям граждан, информации от государственной власти, органов самоуправления и представления избирательной комиссии, возможность принятия неотложных мер к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятия по контролю посредством направления соответствующих документов в течение 24 часов. При осуществлении контрольных функций Управление взаимодействует с правоохранительными и другими государственными органами. В этих целях Управлением заключены Соглашения о взаимодействии в работе по контролю за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций с Прокуратурой республики, МВД РСО-Алания, Центральной Избирательной комиссией РСО-Алания, Управлением Федеральной налоговой службы по республике, органами местного самоуправления. Проводимые уполномоченным органом проверки в большинстве случаев являются плановыми и осуществляются в соответствии с утвержденным планом проверок на соответствующий календарный год и размещенном на официальном сайте Управления (minjust-15.ru).
Проверки Управлением проводятся либо по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (выездная проверка), либо без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (документальные проверки).
Выездные проверки могут проводиться в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в уполномоченный орган документах. В иных случаях проверки проводятся в форме документальных проверок.
Следует отметить, что некоммерческими организациями часто оказывается противодействие проверке, которое выражается в непредставлении документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме. По данному факту проверяющий государственный служащий составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По состоянию на 01.10.2011 года Управлением с момента его создания проверена деятельность 114 некоммерческих организаций. Из них: проверено общественных объединений 52, религиозных организаций 44, иных некоммерческих организаций 12, 6 региональных отделений политической партии.
По результатам проведенных проверок в соответствии с действующим законодательством в адрес некоммерческих организаций направлено 58 предупреждений. Составлено 12 протоколов об административном правонарушении.
По результатам проверок в суды направлено 24 исковых заявлений о прекращении деятельности юридических лиц. Судом приняты решения об удовлетворении всех предъявленных исков.
Типичными нарушениями, допускаемыми некоммерческими организациями в своей деятельности, являются:
- непредставление в уполномоченный орган обновленных сведений о месте нахождения некоммерческой организации, её руководителе, иных сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- непредставление в уполномоченный орган ежегодной отчетности по формам и в сроки определенные уполномоченным органом исполнительной власти;
- осуществление благотворительной организацией деятельности, несоответствующей целям, предусмотренным ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
- использование эмблемы, не зарегистрированной в установленном порядке;
- неисполнение общественными объединениями обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с указанным отчетом;
- несоответствие уставов некоммерческих организаций требованиям действующего законодательства;
- несоблюдение требований учредительных документов.
Хотелось бы отметить наиболее часто встречающиеся нарушения при проведении проверок некоммерческих организаций на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами:
- направление денежных средств и иного имущества, на цели, не предусмотренные уставом;
- использование учредителями, должностными лицами некоммерческой организации ее имущества в своих интересах, а не в интересах организации.

Информация о выявленных нарушениях законодательства, контроль за исполнением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, например трудового, налогового законодательства, законодательства Российской Федерации об образовании, направляется в соответствующий контрольно-надзорный орган.
По результатам проведенных проверок деятельности некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями:
В ходе проверок фактов осуществления общественными, религиозными и иными некоммерческими организациями фактов экстремистской деятельности не выявлено.
Управлением активно реализуется и такая форма контроля, как посещение мероприятий, проводимых общественными объединениями, региональными отделениями политических партий, религиозными организациями, иными некоммерческими организациями.
В качестве наблюдателей специалисты Управления приняли участие в 89 мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями.
Участие специалистов в отчетно-выборных собраниях (конференциях) некоммерческих организаций в качестве наблюдателей облегчает работу и при проверке представленных на регистрацию документов по итогам этих собраний (конференций).
В заключение хотелось бы отметить, что проверки способствуют повышению уровня ответственности руководителей по своевременной сдаче отчетности, внесению изменений в сведения о некоммерческой организации в установленные сроки, а также более качественному оформлению документов (протоколов, приказов и иных внутренних документов), позволяют предотвратить нарушения законодательства в будущем.

12 июня 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).