Вы здесь

Информационно-аналитический доклад о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания за 2008 год

Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках исполнения полномочий по оказанию международно-правовой помощи

В соответствии с разделом №1 приказа Минюста России от 18.12.2007 №241 «О совершенствовании организации информирования Министерства юстиции Российской Федерации» сообщаем, что в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания (далее Управление) функции по оказанию международной правовой помощи возложены на отдел по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Управлением проведены семинарские занятия совместно с органами ЗАГС РСО-Алания и Нотариальной палатой РСО-Алания по изучению положений основных международных соглашений с участием Российской Федерации, в том числе положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам 1993 года, Венской конвенции 1969 года. В связи с актуальностью, также изучены положения, вытекающие из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанного в Москве 17.09.2008 года и  ратифицированного Федеральным законом от 24.11.2008  №210-ФЗ.

Кроме того, на занятиях было обращено внимание на то, что при рассмотрении и исполнении запросов о правовой помощи компетентных органов необходимо строго и неукоснительно соблюдать требования, изложенные в Методических рекомендациях об организации работы по исполнению международных обязательств в Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2007 №249.

В отчетный период в Управление поступило 1 обращение о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) наследственного дела. Указанное обращение направлено в нотариальную палату РСО-Алания для рассмотрения.

Участие Управления в нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания

С начала создания и функционирования Управления приняты меры по обеспечению эффективного взаимодействия с органами государственной власти республики. Так, в сентябре состоялись встречи с Главой Республики Северная Осетия-Алания, Председателями Парламента и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, на которых были определены направления деятельности, обеспечивающие законность и эффективность мер по приведению нормативных правовых актов республики в соответствие с федеральным законодательством, активного участия специалистов отдела в рабочих группах по разработке проектов нормативных правовых актов.

В связи с проведенной реорганизацией территориальных органов Минюста России по Республике Северная Осетия-Алания приняты меры по своевременному перезаключению соглашений с органами государственной власти.

В соответствии с заключенными соглашениями между органами государственной власти республики и Управлением стороны взаимодействуют по вопросам:

- нормотворческой деятельности;

- обеспечения соответствия нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В рамках заключенных соглашений налажено достаточно эффективное взаимодействие с Парламентом Республики Северная Осетия-Алания и Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Условия заключенных Соглашений полностью исполняются.

Деятельность по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации также осуществлялась в рамках участия в работе межведомственной рабочей группы по реализации федерального законодательства, приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и участию в региональном нормотворчестве, сформированной решением Прокурора Республики Северная Осетия-Алания от 31 декабря 2004 года.

Необходимо отметить наметившуюся положительную тенденцию в вопросе взаимодействия с Прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания, что несомненно сказывается на процессе приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Плану работы межведомственной рабочей группы по реализации федерального законодательства, приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов органов государственной власти и участию в региональном нормотворчестве на 2008 год состоялось 8 заседаний межведомственных рабочих групп (от 13.02.2008, от 11.04.2008, от 07.05.2008, от 06.06.2008, от 10.07.2008, от 08.08.2008, от 05.09.2008, от 09.10.2008).

На заседаниях рабочей группы были рассмотрены следующие вопросы:

- о необходимости принятия дополнительных мер в отношении ранее оспоренных, но длительно не приводящихся в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов;

- о соблюдении органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания положений жилищного, земельного, градостроительного и антимонопольного законодательства при принятии соответствующих нормативных правовых актов;

- о проблемах обеспечения соответствия федеральному законодательству региональной нормативно – правовой базы в сфере социальной защиты и социального обеспечения отдельных категорий граждан;

- о реализации органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания федерального законодательства, направленного на разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания (в части реализации федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ);

- об обеспечении соответствия федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов о налогах и сборах;

- о принятии и обеспечении соответствия федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов, регламентирующих водные и лесные отношения;

- о соответствии федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов по вопросам государственной и муниципальной службы;

- о деятельности местного самоуправления по обеспечению законности муниципальных нормативных правовых актов.

- проблемы привидения нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания в соответствие с федеральным законодательством, по которым вынесены судебные решения, приняты меры прокурорского реагирования, подготовлены экспертные заключения о несоответствии федеральному законодательству органами юстиции.

- вопросы реализации органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания положений Федерального закона от 08.11.2007 №260-ФЗ были рассмотрены на заседании, состоявшемся 10 декабря 2008 года.

Правительством Республики Северная Осетия-Алания и Парламентом Республики Северная Осетия-Алания в Управление в целях организации взаимодействия по вопросам нормотворческой деятельности систематически направляются планы нормотворческой деятельности.

В 2008 году всего из органов государственной власти республики поступило 94 проекта законов республики, 25 проектов постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

В целях предупреждения принятия незаконных нормативных правовых актов органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания широко используется такой эффективный способ организации взаимодействия в сфере нормотворческой деятельности, как привлечение представителей Управления к работе комитетов и комиссий Парламента Республики Северная Осетия-Алания, обсуждении законопроектов на заседаниях рабочих групп Парламента Республики Северная Осетия-Алания, комиссий и рабочих групп Правительства Республики Северная Осетия-Алания.

Руководитель Управления систематически принимает участие в заседаниях Парламента Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, где рассматриваются, в том числе проекты, направленные на приведение республиканских нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.

За отчетный период Управлением составлено два письма-заключения с замечаниями по проектам нормативных правовых актов органов государственной власти республики: на проект закона Республики Северная Осетия-Алания «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания», а также на проект закона Республики Северная Осетия-Алания «О внесении изменений в закон Республики Северная Осетия-Алания «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Также был разработан проект закона Республики Северная Осетия-Алания «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания». Проектов федеральных нормативных правовых актов в 2008 году Управлением разработано не было. За указанный период органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания проекты нормативных правовых актов в сфере юстиции не принимались.

Проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

За 2008 год в Управление поступило на юридическую экспертизу 244 нормативных правовых акта. Всего проведено 550 юридических экспертиз (в том числе повторных), из них 120 законов Республики Северная Осетия-Алания, 49 указов Главы Республики Северная Осетия-Алания, 378 постановлений и распоряжений Правительства Республики Северная Осетия-Алания, а также 3 акта иных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.

В процессе проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству выявлены нарушения в нормативных правовых актах в сфере малого предпринимательства, установления порядка приватизации государственного имущества, а также в сфере осуществления пропуска через Государственную границу.

Неприведенными в соответствие с федеральным законодательством остаются всего 4 нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания: 2 акта противоречат Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 18.10.2007 №230-ФЗ); 1 акт противоречит Федеральному  закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», 1 акт- Закону Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1«О государственной границе Российской Федерации».

Характерны нарушения федерального законодательства в части вмешательства в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Так, например, полномочие по утверждению схем организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Верхний Ларс» для физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных находится в ведении федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Однако пунктом 1 Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания 13.01.2000 № 4 «О совершенствовании организации пропуска через российско-грузинскую границу на территории Республики Северная Осетия-Алания на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Верхний Ларс» Правительству Республики Северная Осетия-Алания предписано утвердить схему организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Верхний Ларс» для физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Одной из основных причин неурегулирования положений, требующих законодательного закрепления в республиканских нормативных правовых актах в связи с совершенствованием разграничения полномочий, является динамично и быстро меняющееся федеральное законодательство, в связи с чем органы государственной власти республики не могут в сжатые сроки провести процедуру принятия и изменения своих актов, так как законотворческий процесс должен пройти определенные стадии разработки актов, согласования и т.д.

В качестве мер по устранению противоречий, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, по отношению к Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, и в связи с внесением изменений в акт, Управлением была проведена юридическая экспертиза (в том числе повторная):

1) Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 13.01.2000 № 4 «О совершенствовании организации пропуска через российско-грузинскую границу на территории Республики Северная Осетия-Алания на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Верхний Ларс»;

2) Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2002 № 33-РЗ «О приватизации государственного имущества в Республике Северная Осетия-Алания» (в редакции Законов Республики Северная Осетия-Алания от 22.06.2004 № 20-рз, от 22.05.2006 № 28-рз, от 31.07.2006 № 46-рз, от 15.05.2008 № 14-рз);

3) Закона Республики Северная Осетия-Алания от 11.01.2007 № 1-рз «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания»;

4) Постановления Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.1998 № 272 «О создании реестра субъектов малого предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания» (в редакции постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.06.2000 № 171).

Экспертные заключения Управления с характеристикой выявленных несоответствий федеральному законодательству и с предложением о приведении актов в соответствие с федеральным законодательством направлены в органы государственной власти Республики Северная Осетия–Алания, принявшие акты.

В результате проведенных мер правового характера ситуация по приведению несоответствующих нормативных правовым актов республики в соответствие федеральному законодательству выглядит следующим образом:

1) Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 13.01.2000 № 4 «О совершенствовании организации пропуска через российско-грузинскую границу на территории Республики Северная Осетия-Алания на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Верхний Ларс» (экспертное заключение от 26 августа 2008 года № 315 о несоответствии федеральному законодательству). Письмо Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 09-23/3516 от 12.09.2008г. о несогласии с доводами экспертного заключения;

2) Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2002 № 33-РЗ «О приватизации государственного имущества в Республике Северная Осетия-Алания» (в редакции Законов Республики Северная Осетия-Алания от 22.06.2004 № 20-рз, от 22.05.2006 № 28-рз, от 31.07.2006 № 46-рз, от 15.05.2008 № 14-рз) экспертное заключение от 06.06.2008 № 216 о несоответствии федеральному законодательству);

3) Закон Республики Северная Осетия-Алания от 11.01.2007 № 1-рз «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания»; (экспертное заключение от 18.06.2008 № 231 о несоответствии федеральному законодательству)

4) Постановление Республики Северная Осетия-Алания от 04.09.1998 № 272 «О создании реестра субъектов малого предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания» (в редакции постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30.06.2000 № 171) (экспертное заключение от 24.01.2008 № 14 о несоответствии федеральному законодательству).

Так, до недавнего момента Конституция Республики Северная Осетия-Алания оставалась несоответствующей федеральному законодательству, однако по поручению Минюста России от 22.10.2008 №01-3925/08 Управлением Минюста России по Южному федеральному округу проведена повторная юридическая экспертиза Конституции Республики Северная Осетия-Алания от 12.11.1994, по результатам которой замечания, высказанные в отношении положений пункта 2 статьи 68 и пункта 1 статьи 81 основного закона Республики Северная Осетия-Алания в экспертном заключении Управления по округу от 07.07.2007 № 29 сняты.

За отчетный период Управлением проведены мониторинги в сфере земельного, жилищного и жилищно-коммунального хозяйства, в сфере градостроительства, в сфере налогового законодательства, лесного законодательства, законодательства в сфере государственной гражданской службы, в сфере бюджетного законодательства, водного законодательства, проведен анализ нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания по вопросу реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», анализ нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания по вопросу реализации Федерального закона от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», мониторинг правоприменительной практики по вопросам семейного законодательства на территории Республики Северная Осетия-Алания.

В порядке реализации положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и в целях совершенствования системы государственной гражданской службы РСО-Алания распоряжением Президента РСО-Алания от 03.03.2005 № 14-рп образована рабочая группа по приведению нормативно-правовой базы РСО-Алания по вопросам государственной гражданской службы в соответствие с нормативно-правовой базой Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности Главы РСО-Алания по решению вопросов государственной гражданской службы РСО-Алания в составе Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания Указом Главы РСО-Алания от 11 сентября 2006 за № 173 образовано Управление Главы РСО-Алания по государственной гражданской службе и кадровой политике, в функции которого входит подготовка проектов актов Главы РСО-Алания, проектов иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования государственной гражданской службы РСО-Алания; разработка мер и создание необходимых условий для проведения республиканской кадровой политики; реализация мер по координации деятельности органов государственной власти РСО-Алания при решении вопросов, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу РСО-Алания, ее прохождением и прекращением; ведение реестра государственных гражданских служащих РСО-Алания; реализация полномочий Главы РСО-Алания по контролю за исполнением республиканского законодательства о государственной гражданской службе; участие в проведении конкурсов на замещение вакантных должностей, квалификационных экзаменов, аттестации государственных гражданских служащих РСО-Алания.

Органы государственной власти РСО-Алания конкретизируют положения федерального законодательства в сфере государственной гражданской службы, исходя из региональной специфики в целях обеспечения прав и свобод граждан, повышения эффективности государственной гражданской службы в Республике Северная Осетия-Алания, укрепления законности в деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Основными направлениями деятельности органов государственной власти республики по формированию нормативной базы по вопросам государственной гражданской службы РСО-Алания являются:

- установление классных чинов, квалификационных требований к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы РСО-Алания;

- определение финансовых основ государственной гражданской службы РСО-Алания;

- регулирование правового статуса государственного гражданского служащего РСО-Алания;

- разработка и принятие программ развития государственной гражданской службы РСО-Алания.

В республиканском законодательстве закреплены основы статуса государственных гражданских служащих, установлен порядок присвоения и сохранения классных чинов, порядок поступления, прохождения и увольнения с государственной гражданской службы, порядок и размеры оплаты труда гражданских служащих, их социальные гарантии.

Эти вопросы в большей части регулируются Законом РСО-Алания № 75-рз от 30.12.2005 «О государственной гражданской службе Республики Северная Осетия-Алания».

Республиканским законом также установлены государственные гарантии гражданским в целях обеспечения их правовой и социальной защищенности, система оплаты труда гражданского служащего и условия формирования фонда оплаты их труда, а также работников государственных органов республики, условия профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданского служащего (закреплены основания для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку), порядок формирования кадрового резерва государственных служащих республики.

Таким образом, указанный республиканский закон в должной и в достаточной мере обеспечивает реализацию принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем нельзя не отметить, что до настоящего времени существуют пробелы в регулировании отдельных вопросов, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации федеральным законодательством.

Так, в РСО-Алания не приняты акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и членов их семей, нормативные акты о персональных данных и ведении личных дел. Однако пробелы в регулировании перечисленных вопросов связаны с отсутствием соответствующих федеральных законов.

В результате проведенной юридической экспертизы нормативных правовых актов республики в сфере государственной гражданской службы противоречий федеральному законодательству не выявлено.

В соответствии с пунктом 4 приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 25 декабря 2006 года № 137 «О плане основных организационных мероприятий и плане командировок Управления на 2-е полугодие 2008 года и практических мерах по их реализации» ежемесячно представляется информация о выполнении плановых мероприятий отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 18.01.2007 № 7 «О порядке представления в Минюст России копий документов, направленных Управлением во исполнение полномочий по информированию полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе» в электронном виде ежемесячно представляются копии документов, направленных в адрес Главного федерального инспектора по Республике Северная Осетия-Алания.

На отчетную дату в федеральном регистре нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания содержится 2501 нормативно правовой акт, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2240 НПА) составляет на 10% больше. Таким образом, за истекший период (2008 год) было внесено 251 НПА.

На основании пункта 12 раздела 3  Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12 января 2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» под дополнительными сведениями согласно форме № 6 подразумеваются:

- экспертные заключения Минюста России, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов на нормативные правовые акты;

- акты судебных органов;

- акты органов прокуратуры;

- акты иных органов, письма и иная информация.

На основании выше изложенного, по данным федерального регистра количество дополнительных сведений по состоянию на 31.12.2008 составляет 6761. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель составил 6189. Таким образом, количество внесенных дополнительных сведений за 2008 год составило 572.

Управлением проведен мониторинг выполнения органами государственной власти РСО-Алания Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» в части предоставления нормативных правовых актов для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания и требований федерального и регионального законодательства по опубликованию нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.

В результате мониторинга установлено:

Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, поступают в Управление в полном объеме.

Из источников официального опубликования нормативных правовых актов республики в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 в Управление поступило 4 сборника «Собрания законодательства Республики Северная Осетия-Алания» № 1, № 2, № 3 и № 4.

По состоянию на 31.12.2008 количество действующих нормативно-правовых актов в федеральном регистре Республики Северная Осетия–Алания составляет 1418. Общее количество опубликованных действующих нормативных правовых актов составляет 1156, соответственно неопубликованных – 262 (Приложение №1).

Проверкой соблюдения органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания сроков направления нормативных правовых актов в органы юстиции для включения в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы, установленных федеральным и республиканским законодательством, а также полноты поступления актов в Управление, выявлены нарушения сроков предоставления актов.

Так, из 244 нормативных правовых актов, принятых и направленных в Управление с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, нарушения 7-дневного срока были допущены по 80 нормативным правовым актам, что составляет 32,8%. По сравнению за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 23,3%.

В частности, с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года из 80 поступивших нормативных правовых актов Республики Северная Осетия–Алания с нарушением установленного срока предоставления нормативных правовых актов для проведения юридической экспертизы в Управление поступило: 6 законов Республики Северная Осетия–Алания; 4 Указа и Распоряжения Главы Республики Северная Осетия–Алания и 70 актов Правительства Республики Северная Осетия–Алания.

В ноябре 2008 года проведено заседание межведомственной рабочей группы с участием представителей Парламента республики, Правительства республики, Прокуратуры республики и Управления, на которой были обсуждены вопросы своевременного направления в Управление нормативных правовых актов для включения их в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы в установленные федеральным законодательством сроки.

Управлением направлены письма в органы государственной власти республики и Прокуратуру республики, в которых был дан анализ порядка и сроков направления нормативных правовых актов в Управление.

16.12.2008 года по информации Управления Прокуратурой Республики Северная Осетия–Алания направлено Председателю Правительства Республики Северная Осетия–Алания представление об устранении выявленных нарушений закона в сфере нормотворчества, в котором предписано выработать комплекс мер, направленных на своевременное (в сроки установленные законодательством) предоставление нормативных правовых актов Республики Северная Осетия–Алания в Управление для включения в федеральный регистр Республики Северная Осетия–Алания, а также обеспечение опубликования (выпуска) нормативных правовых актов Республики Северная Осетия–Алания, которые не были опубликованы.

Кроме того, 5 декабря 2008 года состоялась рабочая встреча руководителя Управления с Руководителем администрации Главы и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, на которой обсуждался вопрос предоставления в установленные федеральным законодательством сроки нормативных правовых актов органами государственной власти республики после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты республики в Управление, для включения этих актов в федеральный регистр нормативных правовых актов и проведения юридической экспертизы. Было отмечено, что работа в данном направлении продолжается, готовятся сборники, в которых будут опубликованы неопубликованные акты.

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, по ведению государственного реестра уставов муниципальных образований и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации

За отчетный период 2008 года в соответствие с нормами федерального и регионального законодательства приведены уставы 79 муниципальных образований республики.

В рамках организации работы по внесению изменений в уставы муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания и приведению их в соответствие с федеральным законодательством Управлением самостоятельно разработаны 171 проект муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставов муниципальных образований (112 - уставов, 59 –муниципальных правовых актов).

Из 86 поступивших проектов уставов муниципальных образований рассмотрено 84 проекта.

С 1 января по 31 декабря 2008 года осуществлена регистрация 67 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований и 16 уставов муниципальных образований. В частности, внесены изменения в уставы 5 муниципальных районов, 2 городских поселений, 60 сельских поселений, зарегистрированы  уставы 16 сельских поселений.

В государственный реестр муниципальных образований включено 11 муниципальных образований (11 сельских поселений).

В 2008 году случаев отказы в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований не выносились.

В Управлении ведется вся необходимая учетная документация в сфере регистрации уставов муниципальных образований и включения муниципальных образований в государственный реестр и организовано ее ведение в соответствии с приказами Минюста России и методическими рекомендациями.

Случаев рассмотрения судами общей юрисдикции на территории Республики Северная Осетия–Алания заявлений о признании норм уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований противоречащими федеральному законодательству и оспаривания регистрационных действий не было.

Кроме того, судебных решений о нарушениях сроков государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы нет.

Обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления на регистрационные действия в Управление не поступало.

Деятельность Управления в сфере применения норм Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлена на приведение уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством.

В соответствии с планом межведомственной рабочей группы на 2008 год, 09.10.2008 состоялась рабочая встреча с представителями районных прокуратур республики и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений по вопросам  деятельности органов местного самоуправления в сфере приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством.

Кроме того, Управлением совместно с органами прокуратуры республики, Администрацией Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Министерством финансов, Министерством имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания были проведены семинары – совещания с главами муниципальных образований, в частности 13.11.2008-в Ирафском, Дигорском  районах, 17.11.2008- в Алагирском, Ардонском районах, 18.11.2008- в Моздокском районе, 19.11.2008- в Правобережном, Кировском районах, 20.11.2008 – в Пригородном районе.

Помимо этого, главам муниципальных образований республики 17.01.2008, 18.01 2008, 21.01.2008, 30.04.2008, 21.05.2008 и 29.05.2008 были разосланы информационно-методические письма с разъяснением вопросов изменений и дополнений уставов муниципальных образований. Также в порядке оказания методической помощи в их адрес осуществляется передача нормативного материала по реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ на электронных носителях.

Кроме того, в Прокуратуру РСО – Алания направлены письма (от 08.04.2008 №12-22/26, от 25.04.2008 №12-22/336, от 30.04.2008 №12-22/338а) о необходимости применения мер прокурорского реагирования в целях приведения в соответствие с действующим законодательством уставов муниципальных образований, входящих в состав Алагирского района РСО-Алания (20 поселений) и Дигорского района РСО-Алания (6 поселений).

Начальнику отдела по взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Главы Республики Северная Осетия–Алания и Правительства Республики Северная Осетия–Алания и Прокурору Республики Северная Осетия-Алания направлены письма с просьбой оказать содействие Управлению по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством (исх. от 09.06.2008 № 12-24/487, от 10.06.2008 № 12-26/489).

Органами прокуратуры РСО-Алания в рассматриваемой сфере деятельности регулярно принимались соответствующие меры прокурорского реагирования. В частности, прокуратурой Ардонского района принесены протесты в отношении 10 муниципальных образований (исх. от 20.05.2008 № 9-7-847-08), прокуратурой Дигорского района в отношении 7 муниципальных образований (исх. от 29.05.2008 № 7-38-210-08). Кроме этого, в отдел поступило информационное письмо Прокуратуры РСО-Алания по принесенным протестам (исх. от 17.07.2008 №7-38-240-2008). Представлений и обращений в суд по порядку принятия уставов (муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований) в текущем году не было.

Управлением проанализированы уставы муниципальных образований на предмет соответствия федеральному законодательству.

Основными нарушениями федерального законодательства, содержащиеся в уставах муниципальных образований, являются:

1. Неполный перечень вопросов местного значения, полномочий органов местного самоуправления по их реализации;

2. Ограничения для выборного должностного лица и депутатов представительного органа муниципального образования;

3. Неполный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица и депутатов представительного органа муниципального образования;

4. Неполный перечень муниципального имущества;

5. Не установлены права органов местного самоуправления муниципального образования на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений;

6. Не установлено лицо, полномочное осуществлять обязанности главы муниципального образования и председателя представительного органа муниципального образования, в случае их временного отсутствия либо досрочного прекращения их полномочий.

Кроме того в большинстве уставов закреплено положение о том, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются решением представительного органа муниципального образования, что противоречит положениям части 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой указанные порядок и сроки устанавливаются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Результаты обобщения опубликованы в газете «Слово» от 18 сентября 2008 года.

В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления для дальнейшего использования в работе Управлением разработан типовой проект устава сельского поселения, который был разослан главам всех муниципальных образований республики на электронных носителях (исх. от 06.10.2008).

Сотрудниками Управления в телефонном режиме с администрациями местного самоуправления систематически ведется разъяснительная работа по реализации положений федерального законодательства, оказывается методическая помощь в рабочем порядке путем дачи консультаций работникам органов местного самоуправления по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований, включения муниципальных образований в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации, организации работы по подготовке и представлению на государственную регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также подаче заявлений о включении муниципального образования (внесение изменений) в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации в установленные приемные дни.

В соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 14.02.2008 №31 «Об утверждении положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде» и приказа Минюста России от 28.12.2007 № 265 «О вводе в эксплуатацию информационной системы «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований»» в ИС РУМО по состоянию на отчетный период в ИС РУМО из зарегистрированных отделом 129 уставов муниципальных образований и 167 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (113 уставов - зарегистрированы в 2005-2006, 33 муниципальных правовых акта – зарегистрированы в 2006, 67 муниципальных правовых актов – зарегистрированы в 2007, 67 муниципальных правовых актов и 16 уставов – зарегистрированы с 1 января 2008) включены тексты 125 уставов муниципальных образований и 166 муниципальных правовых акта о внесении изменений. Внесены дополнительные сведения в ИС РУМО ко всем уставам и муниципальным правовым актам.

Управлением непрерывно ведется работа по внесению текущей информации в ИС РУМО.

Деятельность по полному, качественному и своевременному внесению в информационную систему текстов уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, а также дополнительных сведений завершена в установленные сроки.

Возникают некоторые проблемы в ведении ИС РУМО, в частности, не всегда достоверно отражаются данные о количестве отдельных видов дополнительной информации.

Кроме того, несмотря на неоднократные попытки создания актуальной редакции устава программа не обеспечивает сохранение указанной информации.

С учетом рекомендаций, изложенных в письме Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 30.10.2008 №07-09/82, проведена работа по внесению в ИС РУМО сведений об опубликовании (обнародовании) устава муниципального образования. Однако дополнить карточку указанными сведениями не удается.

При заполнении карточки в графе «обязательны для регистрации» по всем документам вместо «да» программа автоматически выдает «нет».

Одной из основных проблем, возникающих в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований, является нарушение порядка и сроков направления главами муниципальных образований в Управление сведений об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) после государственной регистрации.

Государственная регистрация и контроль за деятельностью некоммерческих организаций

Основной задачей отдела является осуществление государственной регистрации некоммерческих организаций и контроль за их деятельностью.

Управлением систематически проводились мероприятия, направленные на реализацию федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О свободе совести и о религиозных и о религиозных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности», выполняя требования Конституции РФ о праве граждан на создание на добровольной основе общественных и религиозных объединений, а также запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

По состоянии на 1 января 2009 года на учете в Управлении состоит 759 некоммерческих организаций, из них   538 общественных объединений, 80 религиозных организаций, региональных отделений политических партий 12, иных некоммерческих организаций – 129.

Регистрация общественных объединений

За 2008 г. Управлением рассмотрено 122 заявления о государственной регистрации общественных объединений, принято 106 решений о государственной регистрации (решения о создании, внесении изменений в учредительные документы, изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы) и 16 решений об отказе. Процент отказов составил 13,1 % от общего числа принятых решений. Основными причинами отказов в государственной регистрации является ненадлежащее оформление документов, представляемых на государственную регистрацию, то есть их несоответствие федеральному законодательству.

Все заявления рассмотрены  в установленный законом месячный срок.

По результатам рассмотрения заявлений и юридической экспертизы представленных документов зарегистрировано 56 общественных объединений (в 2007 г. их количество составило 38), из которых общественных организаций - 39, общественных фондов - 5, в том числе благотворительных -3, общественных движений – 3, структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений -6, профсоюзных организаций - 3.

Зарегистрированы изменения и дополнения в уставах 15 общественных объединений; 26 общественных объединений зарегистрировали изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.

Из ЕГРЮЛ исключены данные о 31 общественном объединении, из которых по решению суда - 27 общественных объединений.

Регистрация региональных отделений политических партий

В отчетном периоде Управлением рассмотрено 9 заявлений о регистрации изменений, не связанных с внесением в учредительные документы региональных отделений политических партии, которые рассмотрены в законом установленный срок. Случаев вынесения решений об отказе в регистрации отделений политических партий не было.

Из Единого государственного реестра юридических лиц исключены 2 региональных отделения политических партий на основании распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о регистрации политической партий в связи с их ликвидацией. Таким образом, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены данные о 13 региональных отделениях политических партий.

Регистрация иных некоммерческих организаций

В 2008 году в Управление поступило 35 заявлений о государственной регистрации иных некоммерческих организаций, в том числе 1 заявление о ликвидации НКО, принято 4 решения об отказе в государственной регистрации.

Зарегистрировано 17 некоммерческих организаций (в 2007 г. их количество составило 21), из которых: фондов – 4, некоммерческих партнерств – 2, автономных некоммерческих организаций – 2,  учреждений  – 4, коллегий адвокатов – 3, иных  НКО – 2.

Кроме того, зарегистрированы изменения и дополнения в учредительных документах 7 некоммерческих организаций; изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы зарегистрированы в 6 случаях.

Регистрация религиозных организаций

В 2008 году в Управление поступило 21 заявление о государственной регистрации религиозных организаций (в 2007 г. количество поступивших заявлений составило 20), отказано в 3 случаях, зарегистрировано 9 религиозных организаций в связи с созданием. В 3 случаях зарегистрированы изменения, связанные с внесением в учредительные документы, а изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, в 6 случаях.

Контроль за деятельностью некоммерческих организаций.

В порядке исполнения государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций отделом в 2008 году проведены проверки деятельности 46 некоммерческих организаций. Проверки проводились как на основании плана, так и внеплановые – по информации Управления ФСБ России по РСО-Алания. Проверка соответствия деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, проводилась в отношении 18 некоммерческих организаций, а в 28 случаях проведена проверка и финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

По результатам проверок в связи с нарушением уставных положений и действующего законодательства было вынесено 27 письменных предупреждений (представлений), составлено актов о противодействии - 11, 10 протоколов об административном  правонарушении. В суды Республики Северная Осетия-Алания  направлено 16 исковых заявлений (в 2007 году их количество составило 21), исковые требования Управления удовлетворены.

При реализации контрольных функций особое внимание уделено вопросам профилактики экстремизма, националистических проявлений в деятельности общественных и религиозных объединений. Следует отметить, что в ходе проведения проверок признаков экстремизма выявлено не было.

В порядке реализации Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Управление ежеквартально запрашиваются в судах РСО-Алания копий вступивших в законную силу судебных решений о запрете (приостановлении) деятельности некоммерческих организаций в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, либо признания материалов экстремистскими.

По вопросам контроля за деятельностью некоммерческих организаций Управлением налажено тесное взаимодействие с правоохранительными структурами РСО-Алания, органами государственной власти РСО-Алания.

Взаимодействие осуществляется в соответствии с соглашениями, перезаключены с Прокуратурой республики, МВД, УФСБ по РСО-Алания, Министерством по делам национальностей, УФНС по РСО-Алания, Центризбиркомом РСО-Алания, Государственным Федеральным инспектором. В порядке реализации закона о противодействии экстремистской деятельности Управлением заключены соглашения с органами местного самоуправления, что обеспечивает формирование информационного ресурса, содержащего сведения о незарегистрированных общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории республики, а также профилактику экстремизма.

Одной из форм взаимодействия с заинтересованными структурами РСО-Алания является обмен информацией о деятельности некоммерческих организации, в том числе и о нарушениях, допущенных некоммерческими организациями в ходе осуществления ими уставной деятельности.

С учетом рекомендаций Минюста Росси и Управления Минюста России по ЮФО о необходимости осуществления контроля за деятельностью незарегистрированных общественных объединений и религиозных групп проведены семинары – совещания с представителями органов местного самоуправления, районными отделами внутренних дел и работниками прокуратур РСО-Алания и по вопросу взаимодействия, обмена информацией и контроля за деятельностью незарегистрированных общественных объединений и религиозных групп.

Управление тесно взаимодействует и с Министерством по делам молодежи и спорту и Министерством общего и профессионального образования РСО-Алания, уделяя большое внимание молодежной политике. Совместно с Министерством общего и профессионального образования в общеобразовательных школах для старшеклассников проведены беседы на тему противодействия экстремизму.

С целью установления толерантности и предотвращения религиозной дискриминации Управление систематически проводит заседания «круглого стола» с представителями религиозных организаций РСО-Алания, принимаются обращения, направленные на пресечение религиозной нетерпимости и дискриминации.

Проведено республиканское совещание с региональными отделениями политических партий по вопросам исполнения законодательства о политических партиях, в работе совещания приняли участие Центризбирком республики, правоохранительные органы РСО-Алания (Прокуратура, МВД, УФСБ), органы государственной власти РСО-Алания (Аппарат Руководителя, Администрация г. Владикавказ).

Также Управление приняло участие в региональной научно практической конференции «Законодательное и практическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти в противодействии терроризму и экстремизму на территории Южного Федерального округа». Доклад руководителя Управления на тему «О деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания по противодействию терроризму и экстремизму» вошел в итоговую брошюру докладов и выступлений.

Помимо плановых мероприятий и проверок представители Управления принимают активное участие в проводимых некоммерческими организациями мероприятиях, так в отчетном периоде принято участие в мероприятиях 43 некоммерческих организаций.

Контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон) в региональный реестр адвокатов РСО-Алания внесены сведения о 428 адвокатах., из них за отчетный период внесены сведения о 52 адвокатах, (в 2007 году- о 76 адвокатах).

Исключены из регионального реестра адвокатов Республики Северная Осетия-Алания сведения о 16 адвокатах, изменивших место постоянного жительства и выехавших за пределы РСО-Алания (в 2007 году – 33).

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.16 Закона в 2008 году приостановлен статус 14 адвокатов (впоследствии статус одного из них был прекращен), в 2007 году по тем же основаниям приостановлен статус  7адвокатов.

Прекращен статус 15 адвокатов, соответствии с пп.1 п.1ст.17 Закона - 14 адвокатов, в соответствии с пп.4. п.1 ст. 17 Закона - 1 адвоката (2007 году решение о прекращении статуса было принято в отношении 8 адвокатов).

В реестр государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой по РСО-Алания, внесены сведения о 53 нотариусах.

Количество фактически работающих частнопрактикующих нотариусов составляет 53 нотариуса, 3 нотариуса наделены полномочиями в 2008 году.

Нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в Республике Северная Осетия-Алания нет.

В отчетном периоде выдано 10 лицензий на осуществление нотариальной деятельности (в 2007 году- 23 лицензии).

Следует отметить, что в 2008 году значительно снизилось количество жалоб на действия нотариусов. Так, если в 2007году  поступило 8 жалоб (из которых 1 признана обоснованной), то в 2008 году таких жалоб поступило – 2, обоснованными не признана ни одна.

Управление ужесточен подход к оценке деятельности нотариусов с последующим принятием соответствующих мер дисциплинарного характера. Так, если в 2007 году к дисциплинарной ответственности  привлечено 3 нотариуса, то за отчетный период по различным основаниям меры дисциплинарного воздействия применены в отношении 6 нотариусов.

В отчетном периоде Управлением осуществлено 17 проверок профессиональной деятельности нотариусов и столько же проверок по соблюдению нотариусами правил нотариального делопроизводства (в 2007 году осуществлено 8 проверок).

Случаев освобождения нотариусов от должности по решению суда нет.

В соответствии с утвержденным планом-графиком проверок отделов записи актов гражданского состояния по РСО-Алания в отчетном периоде проведено 5 контрольно – надзорных проверок отделов ЗАГС Алагирского, Ирафского, Правобережного районов, Муниципального учреждения - отдела ЗАГС г. Владикавказа, Республиканского государственного органа «Управление записи актов гражданского состояния Республики Северная Осетия-Алания». Проведена также одна внеплановая проверка Муниципального учреждения – отдела ЗАГС г. Владикавказа.

В ходе проверок были выявлены незначительные нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и отдельные недостатки в деятельности отделов, в связи с чем были даны соответствующие рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Совместно с Республиканским государственным органом «Управление записи актов гражданского состояния РСО-Алания» проведены семинары – совещания по темам: «Вопросы гармонизации национальных законодательств государств-членов Евразийского экономического сообщества и применения международных норм в сфере регистрации актов гражданского состояния», «Практика применения законодательства при государственной регистрации рождения, а также рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни», «Применение международных договоров в сфере регистрации актов гражданского состояния», «Применение Федерального закона от 15 ноября 1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в отношении иностранных граждан».

Взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по РСО-Алания

Управлением осуществляется взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по РСО-Алания (далее ГФИ) по всем направлениям деятельности Управления в соответствии с утвержденным Соглашением.

Ежемесячно направляется обновленная информация в сфере регистрации региональных отделений политических партий, в том числе об изменениях в численности, руководстве политических партий; о формах взаимодействия с региональными отделениями политических партий, информация о состоянии законности нормативных правовых актов РСО-Алания и процессах в сфере федеральной юстиции.

Ежеквартально направляется аналитическая справка по регистрации некоммерческих организаций, контролю за их деятельностью, о мерах реагирования по результатам проверок, статистические данные в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года; информация о деятельности Управления в сфере противодействия экстремистской деятельности; информация о взаимодействии Управления с республиканскими органами власти, правоохранительными органами и органами местного самоуправления с отражением проблем, возникающих в процессе этой деятельности, информация по итогам мониторинга исполнения органами государственной власти республики Указа Президента Российской Федерации от10.08.2000 №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства».

В соответствии с решением Координационного совета при Управлении Минюста России по Южному федеральному округу от 24 ноября 2006 года также ежеквартально представляется информация о деятельности  в сфере контроля за адвокатурой и нотариатом, выполнению функций по контролю и надзору за деятельностью органов ЗАГС.

Направлена информация о проведенных Управлением мероприятиях в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции и в целях обеспечения мер по соблюдению общих принципов служебного поведения.

В целях обеспечения подготовки рабочих поездок Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в регионы, совместно с ГФИ подготовлены предложения по посещению в РСО-Алания объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, строительство которых осуществляется при поддержке федеральных бюджетов, а также по теме проведения совещания.

Руководитель Управления принимает участие в совещаниях, проводимых ГФИ, в частности при обсуждении вопросов противодействия коррупции и приведении в соответствие с Федеральным законодательством законодательства Республики Северная Осетия-Алания о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания.

Проведена рабочая встреча руководителя Управления и главного федерального инспектора по вопросу реализации Федерального закона от 08.11.2007 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов».

Управлением обеспечивается своевременное направление информации по конкретным запросам ГФИ.

Работа по рассмотрению обращений граждан

В отчетном периоде в Управление поступило 8 письменных обращений граждан, из них:

- 2 жалобы на действия (бездействия) нотариусов Республики Северная Осетия – Алания. По результатам рассмотрения обе жалобы были признаны необоснованными;

- 2 обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию Управления. Данные вопросы были направлены на рассмотрения в соответствующие органы государственной власти, о чем письменно извещены заявители.

- 3 обращения граждан, касающиеся деятельности Управления с просьбой предоставить информацию. Данные обращения рассмотрены, по ним подготовлены ответы направленные заявителям.

- 1 заявление от гр. Головченко О.В. о подтверждении факта отсутствия регистрации браков. Во исполнение данного обращения подготовлены и направлены запросы в соответствующие органы ЗАГС. На данный момент ответы по данному запросу с органов ЗАГС  в наш адрес еще не поступили.

Все обращения граждан, поступившие в Управление рассмотрены в установленные законом сроки. Фактов нарушения порядка и сроков рассмотрения не выявлено.

Повторных обращений в Управление не поступило.

Взаимодействие со средствами массовой информации

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом МЮ РФ от 25.07.2008 № 151 и на основании Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Закона Российской Федерации от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» Управлением организована работа по взаимодействию со средствами массовой информации.

Руководителем Управления определены актуальные вопросы и приоритетные направления деятельности Управления, освещение которых требуется в средствах массовой информации.

Приняты все необходимые меры по созданию официального интернет-сайта Управления, подготовлены и размещены на интернет-сайте материалы общего характера, в частности, место нахождение Управления, адрес электронной почты, телефон, а также информация по различным направлениям деятельности.

Кроме того в план работы Управления по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденного приказом от 12.09.2008 № 16 включены вопросы по подготовке материалов к опубликованию в республиканских средствах массовой информации.

За 2008 год размещено в средствах массовой информации 29 информационных материалов, из которых, в печати – 14, по радио – 6, по телевидению – 6, на интернет-сайте – 3.

Кроме того опубликованы следующие информационные материалы:

-достоверность, общедоступность и открытость, как основные принципы ведения федерального регистра нормативных правовых актов республики;

-государственная регистрация уставов муниципальных образований на территории Республики Северная Осетия – Алания;

-результаты мониторинга нормативных правовых актов Республики Северная Осетия – Алания;

-встреча начальника отдела законодательства и федерального регистра в РСО-А Управления с главами муниципальных образований Ардонского района при участии прокурора Ардонского района и представителями Правительственного комитета по работе с органами местного самоуправления по проблемам приведения уставов муниципальных образований Республики Северная Осетия – Алания в соответствие с федеральным законодательством освещалось на местном телеканале ГТРК «Алания»;

-основные нарушения федерального законодательства, допускаемые в уставах муниципальных образований;

-информирование населения по наиболее актуальным вопросам, относящимся к компетенции отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния управления. (О проставлении апостиля), (Семья и брак);

-обеспечение ведения федерального регистра муниципальных правовых актов;

-результаты обеспечения единства правового пространства на территории РСО-Алания;

-информационный материал «Спектр – уже, цвета - ярче»;

-деятельность Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций;

-о результатах мониторинга нормативных правовых актов в сфере жилищного законодательства;

-на местном телеканале ГТРК «Алания» выступление руководителя Управления Элдзаровой М.Б. «О деятельности и полномочиях Управления». Указанная информация прозвучала и на радио;

-выступление руководителя Управления Элдзаровой М.Б. на региональной научно-практической конференции по теме: «Законодательное и практическое обеспечение деятельности органов исполнительной и законодательной власти в противодействии терроризму и экстремизму на территории Южного федерального округа» освещалось на телевидении и в республиканской печати;

-выступление по теме «О роли Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания по противодействию экстремизму и терроризму» транслировалось на местном телеканале ГТРК «Алания» и радио;

-торжественное вручение свидетельств о регистрации уставов муниципальных образований главам муниципальных образований и интервью с руководителем Управления Элдзаровой М.Б. о полномочиях Управления по регистрации уставов муниципальных образований транслировалось на местном телеканале ГТРК «Алания»;

- на государственном радио прошла информация руководителя Управления МЮ РФ по РСО-Алания «О регистре муниципальных нормативных правовых актов – проблемах и их решениях;

- информационный материал руководителя Управления Элдзаровой М.Б. «О деятельности Управления МЮ РФ по РСО-Алания» был опубликован в республиканской газете «Северная Осетия».

- выступление руководителя Управления Элдзаровой М.Б., на заседании «круглого стола», посвященное дню юриста «О роли Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в сфере обеспечения конституционных прав и свобод гражданина» транслировалось на местном телеканале ГТРК «Алания»;

- информационный материал руководителя Управления Элдзаровой М.Б. «Люди должны уметь защищать свои права»;

- выступление руководителя Управления Элдзаровой М.Б. «О муниципальном регистре нормативных правовых актов» прозвучала на радио.

В целях обеспечения информирования населения о деятельности Управления по различным направлениям, повышения правовой грамотности Управление размещает на своем официальном интернет-сайте статьи, подготовленные Управлением к опубликованию (3 информационных материала), в частности, «Обеспечение ведения федерального регистра муниципальных правовых актов», «Деятельность Управления в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций», «Результаты обеспечения единства правового пространства на территории РСО-Алания».

Критических и негативных выступлений, касающихся работы органов юстиции, за отчетный период не отмечено.

Методическая работа Управления по оказанию помощи отделам. Имеющийся положительный опыт

Проведено 5 заседаний оперативного совещания руководящего состава Управления, на которых рассмотрено 8 актуальных вопросов деятельности Управления, кроме того на еженедельных оперативных совещаниях при руководителе Управления, рассмотрены вопросы, требующие безотлагательного реагирования. Регулярно проводятся семинарские совещания с федеральными государственными гражданских служащими Управления по изучению законодательства Российской Федерации, нормативных актов Минюста России.

Также Управлением проведены семинарские занятия совместно с органами ЗАГС РСО-Алания и Нотариальной палатой РСО-Алания по изучению положений основных международных соглашений с участием Российской Федерации, в том числе положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам 1993 года, Венской конвенции 1969 года. В связи с актуальностью, также изучены положения, вытекающие из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанного в Москве 17.09.2008 года и  ратифицированного Федеральным законом от 24.11.2008  №210-ФЗ.

Кроме того, на занятиях было обращено внимание на то, что при рассмотрении и исполнении запросов о правовой помощи компетентных органов необходимо строго и неукоснительно соблюдать требования, изложенные в Методических рекомендациях об организации работы по исполнению международных обязательств в Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2007 №249.

Управление осуществляет свою деятельность по всем направлениям в тесном взаимодействии с органами государственной власти, прокуратуры и местного самоуправления в соответствии с заключенными соглашениями.

По вопросам нормотворчества Управление приняло участие в 3-х заседаниях Парламента РСО-Алания. Проведено 8 заседаний межведомственной рабочей группы по реализации федерального законодательства, приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов органов государственной власти РСО-Алания и участию в региональном нормотворчестве.

По вопросам взаимодействия руководитель Управления приняла участие в рабочих группах с Главой РСО-Алания, представителями Правительства и Парламента РСО-Алания, руководителем Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания.

В целях обеспечения и организации ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Управлением совместно с Администрацией Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания проведены семинары-совещания с главами всех муниципальных образований РСО-Алания.

Руководитель Управления принимает участие во всех заседаниях Парламента и Правительства РСО-Алания.

Организовано и проведено рабочее совещание с представителями Министерства по делам национальностей РСО-Алания, Прокуратуры и МВД РСО-Алания, Управлением ФСБ России по РСО-Алания по вопросам контроля за деятельностью зарегистрированных некоммерческих организаций.

Проведена рабочая встреча представителями с МРИ ФНС по г. Владикавказ, на которой обсуждены вопросы взаимодействия в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций.

Принимая во внимание важность исполнения полномочий в области противодействия экстремисткой деятельности, Управлением на семинарах-совещаниях с представителями представителей муниципальных образований обращено внимание на необходимость выявления незарегистрированных общественных объединений и осуществления контроля за их деятельностью.

Указанные моменты отражены и в соглашениях, заключенных Управлением с органами местного самоуправления РСО-Алания.

По вопросам противодействия экстремизму с представителями УФСБ России по РСО-Алания проведены рабочие встречи.

Проведено рабочее совещание с правлением Нотариальной палаты РСО-Алания по вопросам оптимизации работы по контролю и надзору за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РСО-Алания.

Обеспечение защиты интересов Минюста России в судах

За отчетный период в судебные органы РСО-Алания не поступали заявления по обжалованию действий (бездействия) Управления.

12 июня 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).