Вы здесь

Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению единства правового пространства.

Под правовым пространством Российской Федерации следует понимать всю совокупность норм правовой системы Российской Федерации, действующих на ее территории.

Поскольку основа правовой системы России - Конституция, то единство правового пространства Российской Федерации можно определить как обусловленное федеральной Конституцией состояние согласованности и соподчиненности правовых норм, исходя из их юридической значимости (верховенства).

Обеспечение единства правового пространства является одним из основных задач Министерства юстиции Российской Федерации.

Свои функции Минюст России осуществляет через свои территориальные органы. В Республике Северная Осетия-Алания - это Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания.

Деятельность Управления в сфере обеспечения единства правового пространства заключается в проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов, согласовании проектов нормативных правовых актов, участия в рабочих группах и комиссиях, создаваемых органами государственной власти республики для разработки и доработки проектов актов, ведения федерального регистра нормативных правовых актов, осуществления государственной регистрации уставов муниципальных образований и другие.

Минюст России и его территориальные органы выступают единственным государственным органом, уполномоченным проводить юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия федеральному законодательству. За 11 месяцев 2008 года Управлением Минюста России по Республике Северная Осетия-Алания проведено более 450 юридических экспертиз. Из 12 нормативных правовых актов, в которых выявлены нарушения федерального законодательства, 7 нормативных правовых акта приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. За этот же период даны заключения более чем на 80 проекта республиканских актов, в том числе с замечаниями и предложениями, которые были учтены органами государственной власти субъектов Российской Федерации при доработке проектов.

На Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы возложена функция по ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральный регистр представляет собой базу данных о региональном законодательстве, которая, кроме текстов нормативных правовых актов включает и дополнительные сведения о них – экспертные заключения территориальных органов Минюста России, решения судов, протесты прокуроров и другие. Федеральный регистр предоставляет гражданам возможность получить информацию о нормативных правовых актах, принятых региональными органами государственной власти.

Высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов) должны обеспечивать направление в Министерство юстиции копий нормативных правовых актов субъектов в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются эти акты, для включения последних в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.

Федеральный регистр Республики Северная Осетия-Алания насчитывает в настоящее время более 2470 нормативных правовых актов, из которых более 1400 - действующие.

Последовательным развитием функций Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению единства правового пространства стала передача ему с 1 сентября 2005 года полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований. При осуществлении регистрации уставы проходят проверку на соответствие федеральному и региональному законодательству и на соблюдение установленного законом порядка принятия. Устав, не прошедший государственную регистрацию в органах юстиции, не может вступить в юридическую силу. К настоящему моменту Управлением Минюста России по Республике Северная Осетия-Алания зарегистрированы уставы всех 113 муниципальных образований республики.

Органы прокуратуры оказывают помощь также в приведении уставов муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания в соответствие с федеральным законодательством. В адрес глав муниципальных образований, в которых длительное время уставы не приводятся в соответствие с федеральным законодательством, внесены соответствующие представления.

Продолжением деятельности по обеспечению единства правового пространства стало Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных правовых актов», которое вступает в силу с 1 января 2009 года. Этим постановлением утверждается Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Целями ведения Регистр являются обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учет и систематизация муниципальных нормативных правовых актов, реализация конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

Налажено тесное сотрудничество с органами государственной власти республики. Заключены Соглашения о взаимодействии с Парламентом и Правительством республики, Администрацией Главы республики и Правительства республики, Главным федеральным инспектором, Прокуратурой республики. В рамках этих Соглашений осуществляется взаимодействие по вопросам нормотворческой деятельности, обеспечения соответствия нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, осуществления государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных правовых актов, вносящих изменения в уставы муниципальных образований, ведения государственных реестров муниципальных образований и их уставов.

Работники Управления принимают активное участие на заседаниях Парламента Республики Северная Осетия-Алания, заседаниях комитетов Парламента Республики Северная Осетия-Алания, на заседаниях Правительства Республики Северная Осетия-Алания, принимают участие в межведомственных рабочих группах.

Ощутимые результаты в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации дает взаимодействие с органами прокуратуры. В целях приведения нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания в соответствие с федеральным законодательством Управлением совместно с Прокуратурой республики проводятся совместные ежемесячные совещания межведомственной рабочей группы.

В случаях длительного неприведения нормативных правовых актов республики в соответствие с федеральным законодательством Управление для принятия мер прокурорского реагирования направляет в Прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания экспертные заключения на нормативные правовые акты республики.

Ведущий специалист-эксперт Управления Министерства юстиции РФ  по РСО-Алания
З.В. Олисаева

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).