Вы здесь

Адвокатские образования, как форма некоммерческих организаций

До того, как рассмотреть непосредственно виды адвокатских образований, отметим, что вся деятельность адвокатов регламентируется законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Этот нормативный акт содержит систематизированные сведения о том, кто такой адвокат, границы его правоспособности, как сдать экзамен на статус адвоката и прочие основополагающие принципы существования адвокатуры. В том числе указанным законом установлены виды адвокатских образований. Учитывая положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коллегия адвокатов и адвокатское бюро – самостоятельные организационно-правовые формы  некоммерческих организаций. Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Регистрации в органах юстиции подлежат все виды адвокатских образований, являющиеся некоммерческими организациями, а именно: коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации и адвокатская палата.

На территории республики зарегистрирована Адвокатская палата Республики Северная Осетия-Алания и 8 коллегий адвокатов. Это некоммерческая организация Коллегия адвокатов "Защита", коллегия адвокатов "Фемида", коллегия адвокатов "ИРАФ" Ирафского района РСО-Алания, некоммерческая организация коллегия адвокатов "Центральная", коллегия адвокатов "Адвокатская группа "Сабети" г.Владикавказ, коллегия адвокатов "Альтернатива" РСО-Алания, коллегия адвокатов "Мой семейный адвокат" РСО-Алания и коллегия адвокатов "АИСТ".

Адвокатские бюро и юридические консультации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания не зарегистрированы.

Наряду с функциями по регистрации, пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам предоставлены полномочия по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации постольку, поскольку иное не предусмотрено указанным Федеральным законом или иным Федеральными законами. Федеральные законы от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты не содержат положений, исключающих коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации из области действия норм Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», касающихся контроля деятельности некоммерческих организаций.

Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплен запрет на вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом.

На основании статей 1 и 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

Таким образом, деятельность, осуществляемая адвокатскими образованиями, как некоммерческими организациями, не является адвокатской деятельностью, следовательно, запрет на вмешательство либо препятствование адвокатской деятельности, установленный Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», не может служить основанием для ограничения полномочий органов юстиции по контролю деятельности адвокатских образований как некоммерческих организаций.

В этой связи требования статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязательны для исполнения указанными адвокатскими образованиями.

При осуществлении проверки соответствия деятельности адвокатского образования по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, Управление вправе истребовать у проверяемого адвокатского образования документы, подтверждающие поступления денежных средств, не связанных с оплатой адвокатского вознаграждения (квитанции о перечислении членских взносов, платежные поручений о поступлении, доходов от сдачи в наем, имущества» начислении дивидендов по ценным бумагам и прочее), оформленные в виде приходных кассовых ордеров, расходные кассовые ордера, кассовые и товарные чеки, платежные поручения, подтверждающие расходование данных средств, также сметы и отчеты об их выполнении.

Не подлежит проверке административная, кадровая деятельность адвокатских образований, деятельность адвокатского образования как налогового агента в отношении адвокатов, деятельность, связанная с контролем за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката, а также исполнение членами адвокатских образований (адвокатами) порядка оказания юридической помощи.

Статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» также устанавливает обязанность некоммерческих организаций, в том числе и адвокатских образований, ежегодно отчитываться в Управление в установленном законом порядке.

Кроме того, адвокатские образования, являющиеся некоммерческими организациями, обязаны информировать Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Этими сведениями являются наименование организации, ее адрес, паспортные данные руководителя организации.

Невыполнение данных требований действующего законодательства является основанием для принятия органами юстиции соответствующих мер реагирования на нарушения законодательства Российской Федерации (вынесения предупреждений, составления протоколов об административном правонарушении, обращения в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации).

 

Отметим, что при осуществлении Управлением контрольных функций были выявлены несколько типичных ошибок, допускаемых коллегиями адвокатов в ходе осуществления своей деятельности на территории нашей республики.

1. НАИМЕНОВАНИЕ КОЛЛЕГИИ

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предписано, что наименование Коллегии адвокатов должно содержать указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена данная коллегия.

Однако в названиях коллегии адвокатов "Защита", коллегии адвокатов "Фемида", коллегии адвокатов "Центральная", коллегии адвокатов "Адвокатская группа "Сабети" г.Владикавказ и коллегии адвокатов "АИСТ" отсутствует указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена Коллегия, то есть на Республику Северная Осетия-Алания.

2. СТАЖЕРЫ И ПОМОШНИКИ КОЛЛЕГИИ.

Ни в одном из проанализированных уставов Коллегий нет положений, регулирующих деятельность и правовой статус помощников и стажеров адвокатов.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ СИМВОЛИКИ.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация вправе использовать при осуществлении своей деятельности символику, зарегистрированную в установленном законом порядке. Ни у одного из зарегистрированных на территории республики адвокатских образований, несмотря на неоднократные предупреждения Управления, символика в установленном порядке не зарегистрирована.

4. НЕИСПОЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ".

.Многие адвокатские коллегии до сих пор не представили в Управление заявление об изменении данных о лице, имеющем право действовать от имени некоммерческой организацией без доверенности. Это коллегия адвокатов "ИРАФ" (новый руководитель с декабря 2008 года), коллегия адвокатов "Центральная" (новый руководитель с лета 2012 года) и коллегия адвокатов "Мой семейный адвокат" РСО-Алания (новый руководитель с 2011 года).

5. НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ.

Коллегия адвокатов "Фемида", коллегия адвокатов "Адвокатская группа "Сабети" г.Владикавказ и коллегия адвокатов "АИСТ" на протяжении нескольких лет ни разу не представляли в Управление отчеты о своей деятельности. В настоящее время Управлением готовятся заявления в суд о ликвидации указанных организаций.

 

Адвокатские образования, как и любое другое юридическое лицо, должны функционировать на основе качественных учредительных документов и в строгом соответствии с действующим законодательством, а потому необходимо уделять больше внимания процессу создания и изменения учредительных документов, а также контролю за соблюдением действующего законодательства при осуществлении уставной деятельности. Ведь, согласитесь, смешно находить грамматические ошибки и несоответствия законодательству в документах организаций, учредители и члены которых получают деньги за то, что знают законодательство лучше остальных людей.

 

 

 

Главный специалист-эксперт Управления                          Г.В. Бекузаров

19 августа 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).