Вы здесь

Условие вступления в силу уставов муниципальных образований

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, определяются организация и формы осуществления местного самоуправления  в данных муниципальных образованиях, их территориальная финансово-экономическая основа, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два способа принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан.

Устав муниципального образования является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления; ж) условия и порядок организации муниципальной службы; з) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Одновременно устав муниципального образования является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые, исходя из положений устава, осуществляют более детальную регламентацию муниципальных отношений.

Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать уставу муниципального образования, его концептуальным положениям, принципам и нормам.

Исходя из вышесказанного, можно придти к выводу о том, насколько важны условия вступления в силу подобного акта.

Устав муниципального образования вступает в силу после официального опубликования (обнародования). Однако и тут существуют некоторые тонкости.

Устав муниципального образования относится к такой категории актов, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, следовательно, он не может применяться без официального опубликования для всеобщего сведения. Об этом говорит Конституция Российской Федерации, также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но устав юридически не сможет вступить в силу даже и после такого опубликования в том случае, если этот устав не прошел государственную регистрацию  в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Следовательно, первичным и самым важным условием вступления в силу устава муниципального образования является его государственная регистрация в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Затем уставы муниципальных образований вступают в силу только после их официального опубликования или обнародования.

Следует остановиться подробнее на деталях опубликования (обнародования) устава муниципального образования, второго, но не менее важного условия вступления в силу устава муниципального образования.

В законе не содержится каких-либо норм или правил, которые регламентировали бы процедуру опубликования либо обнародования уставов муниципальных образований. Однако закон предусматривает, что регулирование порядка вступления в силу, а также порядка опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований должно быть закреплено в уставе муниципального образования.

В Республике Северная Осетия-Алания образовано 111 муниципальных образований. Из них 8 муниципальных районов, 1 городской округ, 5 городских поселений, 97 сельских поселений. Преодолев этап формирования, муниципалитеты оказались перед задачей – правового закрепления своего статуса. А именно: принятые уставы всех муниципальных образований подлежат опубликованию. Но далеко не все муниципальные образований имеют периодические печатные издания. Их имеют только районы, городские поселения и городской округ. Поэтому уставы сельских поселений вступают в силу после обнародования уставов посредством вывешивания в местах, определенных для такой информации, в других формах. Мотивом такой практики послужило отсутствие у большинства муниципальных образований возможности иметь собственные печатные средства массовой информации по причине нехватки материальных и финансовых ресурсов, а также по причине слишком незначительной территории и проживающего населения некоторых муниципальных образований.

Итак, устав муниципального образования, принятый представительным органом муниципального образования или непосредственно населением в 15-дневный срок направляется в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, который в 30-дневный срок принимает решение о регистрации либо отказе данного устава. После регистрации устава муниципального образования он подлежит опубликования в печатных средствах массовой информации, либо опубликованию предусмотренным уставом или другим муниципальным правовым актом способом. Опубликовать либо обнародовать устав необходимо в 7-дневный  срок с того дня, как зарегистрированный устав был получен главой муниципального образования в  территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. И только после этой процедуры устав муниципального образования считается вступившим в силу и готов к применению.

 

Специалист 1 разряда отдела

законодательства РФ, ведения

федерального регистра и регистрации

уставов муниципальных образований                                                        З.А.Бибилова

27 сентября 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).