Вы здесь

Ведение реестра уставов муниципальных образование, его практическое применение и значение

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 139 от 24 августа 2005 г. утверждено «Положение о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него», в котором определяется соответственно порядок ведения этого реестра, обеспечение доступности сведений, включенных в него, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Но прежде чем говорить о порядке ведения этого реестра, необходимо в первую очередь определиться с тем, что представляет собой этот реестр. Реестр уставов муниципальных образований (РУМО) – это специализированная база данных, направленная на систематизацию, учет и хранение непосредственно уставов всех муниципальных образований, зарегистрированных в установленном порядке и находящихся в данном регионе, уставов этих муниципальных образования и всех муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Более того, реестр содержит всю исчерпывающую информацию касательно муниципальных образований и уставов муниципальных образований, равно как и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. В частности:

- государственный регистрационный номер муниципального образования;

- реквизиты устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в уставы муниципального образования (орган, принявший устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования; наименование устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования; номер и дата муниципального правового акта об утверждении устава; номер и дата принятия муниципального правового акта, вносящего изменения в устав);

- сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования; сведения об источнике и дате официального опубликования муниципального правового акта, вносящего изменения в устав.

Кроме того, реестр содержит исчерпывающую дополнительную информацию, которая включает в себя текст экспертизы устава (муниципального правового акта о внесении в него изменений) на соответствие действующему законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации, текст экспертизы по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного акта,  сведения, содержащиеся в приказе территориального органа, регистрирующего устав или изменения в него. Вносится и текст сопроводительного письма главе муниципального образования, в котором сообщаются сведения о порядке и сроках официального опубликования (обнародования) акта и сроках предоставления этой информации в регистрирующий орган. Также дополнительные сведения содержат документы, которые необходимы для принятия и регистрации устава (муниципального правового акта о внесении в него изменений) – протоколы публичных слушаний, решения о принятии устава или муниципального правового акта о внесении изменений, протоколы представительного органа муниципального образования о внесении изменений в устав или в акт, вносящий в него изменения.

Помимо информации, касающейся уставов, актов, носящих в них изменения и необходимых документов, сопровождающих уставы в дополнительных сведениях также содержатся акты прокурорского реагирования, судебные решения и другая сопредельная информация, которая касается соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству и периодичности внесения в них изменений, что также очень важно, так как в федеральное законодательство периодически вносятся изменения. В частности, в Федеральный закон  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым законом для всех субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в лице главы муниципального образования и представительного органа должны обновлять положения своих уставов, в противном случае органами прокуратуры и судом может ставиться вопрос о сомнительности соответствия этих уставов федеральному законодательству. Ну а противоречащие законодательству положения могут ущемлять в первую очередь права и законные интересы граждан Российской Федерации.

РУМО позволяет быстро и качественно осуществлять поиск необходимой информации по определенным критериям. Также оно позволяет быть в курсе всех недавно зарегистрированных уставов и актов, вносящих в них изменения, что дает возможность анализировать и иметь представление о всех свежих и устаревших уставах, об их соответствии действующему законодательству, о сведениях, касающихся даты и источника официального опубликования (обнародования) уставов.

Записи в РУМО, ведение которого осуществляется на бумажных носителях, в виде книги и на электронных носителях, включаются в электронную базу государственного реестра уставов муниципальных образований на основании документов, представляемых в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Что касается сведений, содержащихся в государственном реестре, то они предоставляются физическим и юридическим лицам по письменным запросам, составленным в произвольной форме. При отсутствии в государственном реестре необходимых сведений автору запроса направляется соответствующий ответ. Срок предоставления указанных сведений может составлять не более 30 дней с даты  получения запроса.

Таким образом, можно сделать вывод, что Научным центром правовой информатизации при Министерстве юстиции Российской Федерации разработана информационная система «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований» (ИС РУМО) в целях доступности сведений об основных муниципальных правовых актах, в частности уставах муниципальных образований. В связи с этим Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания проводятся еженедельные обновления информационной базы. Проведение данной работы позволяет сделать доступным актуальные редакции уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы и обеспечивает единство правового пространства на территории Республики Северная Осетия-Алания.

 

 

 

Специалист 1-го разряда                                                                  З.А. Бибилова

04 марта 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).