Вы здесь

Особенности несения государственной службы членами казачьих обществ.

Еще в XIV‑XVII веках вольные люди ‑ городовые и сторожевые казаки ‑ несли службу на российских границах. В XV‑XVI веках на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Урале возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян).

С конца 1980‑х годов началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации. С начала 1990‑х годов российское руководство принимает меры по воссозданию казачьего самоуправления.

16 июля 1992 года Верховный Совет РФ принял постановление "О реабилитации казачества". За казачеством признавались права на возрождение традиционного социально‑хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; установление общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; возрождение традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и пограничных войск Российской Федерации; восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других, их регистрацию и деятельность.

3 июля 2008 года президентом РФ была принята Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества; в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества создан Совет по делам казачества при президенте РФ.

Однако в начале становления казачества казачьи организации создавались в виде общественных объединений, деятельность которых была направлена на сохранение истории казачества, культуры, традиций, быта, характера.

А с появлением Основных положений концепции государственной политики по отношению к казачеству, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1994 № 355, возникли предпосылки для привлечения казачества к несению государственной и иной службы.

В связи с этим вполне обоснованным явилось принятие Федерального закона от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и появление Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 года.

Хотелось бы отметить существенное различие между казачьим обществом и казачьим общественным объединением.

Исходя из положений действующего российского законодательства, общественное объединение создается для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан и может объединять в своем составе как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в деятельности таких общественных объединений в качестве учредителей, членов и участников могут выступать и другие общественные объединения, являющиеся юридическими лицами.

Одной из существенных отличительных особенностей создания общественного объединения является и то, что в соответствии с действующим законодательством его создание не связано с фактом его государственной регистрации. То есть общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании, утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С этого момента оно приобретает права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», за исключением прав и обязанностей, предусмотренных для юридических лиц.

Что же касается казачьего общества, то законодатель определяет его как форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, организации, объединяющие лиц, причисляющих себя к казакам, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не могут быть признаны казачьими обществами, а их члены (учредители, участники) не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Кроме того, они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

То есть основным предметом деятельности казачьего общества, в отличие от общественного объединения, является принятие членами казачьего общества на себя обязанностей по несению государственной или иной службы. В то время как общественные объединения в силу закона такой возможности лишены.

Как мы видим, действующее законодательство определяет два основных признака, характеризующих казачье общество как самостоятельную организационно-правовую форму.

Во-первых, казачье общество должно быть зарегистрированным в качестве юридического лица и иметь статус некоммерческой организации, что не позволяет ему иметь в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Во-вторых, основная цель казачьего общества – несение государственной или иной службы.

Полноценная деятельность казачьего общества в рамках Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» связывается с фактом внесения такого общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. В соответствии с законом, российское казачество привлекается к несению государственной службы при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Только при условии внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации члены этого общества могут быть привлечены к несению государственной или иной службы.

Видами службы, к которой государственные органы могут привлекать казачьи общества, внесенные в реестр, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» являются:

организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;

охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.

охрана объектов животного мира;

охрана лесов;

охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;

охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

охрана объектов культурного наследия.

Исходя из изложенного, привлечение не внесенных в государственный реестр казачьих обществ к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в указанных сферах деятельности, является незаконным.

А в настоящее время на территории Республики Северная Осетия-Алания в государственный реестр казачьих обществ внесены только 3 казачьих общества: Пригородное районное казачье общество Аланского республиканского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, Камбилеевское станичное казачье общество, Архонское казачье хуторское общество Пригородного районного казачьего общества Аланского республиканского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.

Ведение государственного реестра казачьих обществ в РФ осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.

Атаманам казачьих обществ следует иметь в виду, что помимо отчетов, представляемых всеми казачьими обществами не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации ежегодно в те же сроки представляют в орган юстиции сведения об общей численности членов казачьего общества и о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное или городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Отмечу, что в любом случае первым этапом становления казачьего общества является факт его обязательной государственной регистрации как юридического лица в форме некоммерческой организации. 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).