Вы здесь

Мониторинг правоприменения по вопросу организации местного самоуправления

 

В целях сбора практики применения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания были направлены письма в Правительство Республики Северная Осетия-Алания, в органы местного самоуправления, в суды общей юрисдикции и в Арбитражный суд республики с просьбой предоставить информацию о состоянии правоприменительной практики в сфере организации местного самоуправления и предложения по изменению законодательства Российской Федерации.

В ходе обобщения и анализа поступившей информации получены следующие результаты.

 

I. О проблемах организации и осуществления местного самоуправления

1. Органами местного самоуправления во исполнение статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) произведено разграничение объектов имущества в соответствии с установленными полномочиями на федеральную, государственную и муниципальную собственность, а также между муниципальными образованиями, то есть между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав. Почти на все объекты муниципальной собственности изготовлены правоустанавливающие документы, произведена государственная регистрация права муниципальной собственности, что повлекло значительные финансовые затраты местных бюджетов и времени.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2015 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» большинство вопросов на территории сельских поселений обязаны решать органы местного самоуправления муниципальных районов, что не представляется возможным в силу норм гражданского законодательства, регулирующих право собственности.

К ним относятся такие вопросы местного значения поселений, как:

организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;

дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов;

обеспечение проживающих в поселении малоимущих граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда;

сохранение, использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения;

организация обустройства мест массового отдыха для жителей поселения;

утверждение документации по планировке территории поселений, выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории поселения;

содержание мест захоронения;

предоставление помещения для работы и жилого помещения участковым уполномоченным полиции на территории поселения.

Эти вопросы не могут быть решены органами местного самоуправления муниципальных районов ввиду отсутствия у нихполномочий собственников на объекты муниципальных собственности сельских поселений и, соответственно, требуют передачи соответствующих объектов из собственности сельских поселений в собственность муниципальных районов (муниципальное жилье, дороги, инженерно-коммунальная инфраструктура, муниципальные земли и др.), что не только финансово затратно для местных бюджетов, но и потребует много времени.

Существует противоречие в федеральном законодательстве. Так, статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, собственником каких автомобильных дорог является конкретное муниципальное образование:

к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог;

к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Однако, исходя из Федерального закона № 131-ФЗ в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечения безопасности дорожного движения на них, автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения должны находиться в собственности муниципального района.

2. Одной из самых острых проблем в организации и осуществления местного самоуправления является несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления. Для решения данной проблемы существует два основных пути: увеличение базы собственных доходов местных бюджетов и развитие межбюджетных отношений с привлечением средств регионального и федерального бюджетов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, к которым непосредственно отнесены: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка и иные вопросы. Федеральный закон № 131-ФЗ (статьи 14-16) конкретизирует эти вопросы применительно к видам муниципальных образований. Иные тематические федеральные законы на основе установленных вопросов местного значения предусматривают конкретные полномочия органов местного самоуправления. Отметим в этой связи, что иногда на муниципальные органы по решению федерального законодателя возлагаются полномочия, которые прямо не имеют отношения к жизни местного населения (Лесной кодекс, федеральное законодательство о государственном земельном кадастре). В других случаях остаются неурегулированными источники финансирования полномочий органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Все эти недостатки необходимо исправлять законодательным путем.

3.    Проблематичным на сегодняшний день является вопрос о последствиях несоблюдения формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Федеральный закон № 131 не предусматривает правовых последствий как за несоблюдение формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в целом (например, соответствующее наделение правовыми актами иной, нежели закон, формы), так и за несоответствие законов требованиям части 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ. Санкцией за несоблюдение формы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно быть признание указанного правового акта недействующим и не подлежащим применению. В целях восполнения указанных пробелов необходимо внести соответствующие изменения в главу 4 Федерального закона № 131-ФЗ.

4.     В настоящее время существуют проблемы с кадрами муниципальной службы, которые можно сгруппировать в несколько основных блоков.

Первый блок проблем - недостаточная квалификация муниципальных служащих. Чиновники часто не в состоянии решать задачи, которые ставит перед ними общество, особенно в условиях реформирования системы государственного управления. Сказывается, недостаток профильного образования и опыта. Не хватает профессиональных знаний, умений и навыков.

Система подготовки служащих требует модернизации, привлечения к преподавательской работе действующих профессионалов-практиков. Необходим пересмотр образовательных стандартов и создание условий для развития конкуренции на рынке образовательных услуг для муниципальных служащих. В настоящее время наиболее остро стоит проблема недостаточности  знаний  в  области права у муниципальных служащих. Отсутствуют навыки правильного толкования норм действующего законодательства, которые часто противоречат друг другу. Также ощущается острый дефицит знаний в области экономики, финансов, государственного управления.

Дополнительное образование и обучение должно носить адресный характер и исходить из профессиональных и служебных обязанностей специалиста и учитываться при служебном продвижении муниципальных служащих. При планировании развития кадрового потенциала необходимо учитывать потребности в соответствующей переподготовке каждого муниципального служащего.

Основными путями решения проблемы повышения профессионализма муниципальных служащих района является переподготовка и повышение квалификации служащих среднего звена, так как большинство сотрудников нуждаются в дополнительной подготовке для исполнения своих текущих обязанностей, решения стоящих перед ними задач, а, в конечном счете, также и для продвижения по службе.

Существенным фактором становления местного самоуправления становится максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны предельно в большем объеме стимулировать инициативу, самостоятельность и ответственность граждан в делах местного сообщества. Добиться этого можно при умелом и заинтересованном использовании различных форм муниципальной демократии. Все это можно отнести ко второму блоку проблем.

Третий блок проблем связан с привлекательностью государства как работодателя на рынке труда. Труд муниципального служащего существенно недооценен, особенно это касается среднего руководящего состава органов власти.

Решение описанных групп проблем предполагает следующие направления действий:

реализацию единой кадровой политики открытого типа с использованием современных кадровых технологий;

модернизацию кадровых служб муниципальных органов и повышение квалификации кадровиков;

реформирование системы оплаты труда муниципальных служащих.

Выделим некоторые формы участия населения в управлении развитием муниципального образования:

право жителей муниципального образования присутствовать на заседаниях представительного органа;

право гражданина быть выслушанным представительным органом муниципального образования, его главой и иными должностными лицами; массовое обсуждение вопросов жизни муниципального образования; совместное участие граждан вместе с должностными лицами в решении вопросов местного значения при отказе от властных методов взаимодействия и сотрудничества;

создание органов территориального общественного самоуправления; поддержка инициатив общественности и др.

5. Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля относится к вопросам местного значения муниципального района. Законом Республики Северная Осетия-Алания иное не установлено. В соответствии с частью 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Оба названных закона определяют свой правовой приоритет (часть 3 статьи 5 Федерального закона № 131-ФЗ, абзац 2 части 1 статьи 2 ЗК РФ) по отношению к иным правовым актам (за исключением Конституции Российской Федерации и ратифицированных Российской Федерацией международных правовых актов).

Указанное обстоятельство способствует формированию неоднообразного подхода в названной сфере и, как следствие, ущемлению законных интересов третьих лиц. Между публично-правовыми образованиями (муниципальным районом и поселениями) возникает путаница, которым из них осуществляется муниципальный земельный контроль.

6. Большие проблемы создает сложившаяся система формирования тарифов и их непомерный рост, который наблюдается в последние годы. В связи с этим предлагается внести изменения в законодательство, чтобы распространить действие Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на электроснабжение или в иной форме обеспечить муниципальный контроль в этой сфере.

 

II. О необходимости принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных актами большей юридической силы

Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в частности, статьями 22 и 23) определен круг вопросов, которые должны быть урегулированы нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Если в полном объеме необходимые правоотношения не будут урегулированы, возможности публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований), предоставленные им Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», не могут быть реализованы в полном объеме.

 

III. Сформированная по результатам обобщения, анализа и оценки материалов о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации по показателям, установленным в пунктах 8-10 Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694, в том числе о неполноте правового регулирования общественных отношений, о коллизиях норм права, о фактической неприменимости норм на практике или искажении норм при их применении, о наличии (отсутствии) единообразной практики применения нормативного правового акта и т.д.

Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что утверждение генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки на территории сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.

В соответствии со статьей 15 вышеуказанного закона с 01.01.2015 организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории осуществляется также органами местного самоуправления муниципального района.

Заказчиком комплексных кадастровых работ является орган местного самоуправления муниципального района. Финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1)        осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2)   осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

3)  обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4)    обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5)  обеспечивается исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

При этом распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется органами местного самоуправления поселения.

Таким образом, по нашему мнению, в сфере правоотношений, урегулированных земельным законодательством, градостроительным законодательством и законодательством о местном самоуправлении, в части оформления и принятия решения по вопросам распоряжения земельными участками сформировалась коллизия законодательства.

 

IY. Предложения по принятию (изменению) нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) мер по корректировке правоприменительной практики, обоснованных объективными данными, полученными в результате мониторинга правоприменения

1. В статьях 14 и 15 Федерального закона № 131-ФЗ в формулировках некоторых вопросов местного значения употребляются следующие термины: «создание условий», «участие». Такая формулировка порождает различное толкование обязанностей и прав органов местного самоуправления по порядку решения данных вопросов местного значения у контролирующих, надзирающих органов и у самих органов местного самоуправления. Официального толкования вышеуказанных формулировок вопросов местного значения уполномоченными федеральными органами не принято. Таким образом, считаем необходимым конкретизировать в каждом конкретном случае содержание терминов «создание условий» и «участие».

2.  В настоящее время субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению наименований муниципальных образований. В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ наименование муниципального образования должно определяться уставом муниципального образования.

Законами субъектов Российской Федерации во исполнение пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ установлены границы муниципальных образований и соответствующие муниципальные образования наделены статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Однако некоторые органы государственной власти в целях единообразного использования наименований муниципальных образований оценивают вышеуказанные законы, как устанавливающие наименования муниципальных образований, что порождает разногласия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным предлагаем внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ в части уточнения порядка установления наименований муниципальных образований.

3.  После принятия Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разграничившего право собственности на виды автомобильных дорог, органами государственной власти и органами местного самоуправления было произведено разграничение права собственности на автомобильные дороги. Органами местного самоуправления автомобильные дороги, независимо от их состояния, были приняты в собственность муниципальных образований.

С момента принятия в собственность автомобильных дорог муниципальные образования должны осуществлять дорожную деятельность (деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию) в отношении них и поддерживать либо приводить их в надлежащее состояние. Средства на содержание автомобильных дорог ежегодно планируются при составлении проектов местных бюджетов, однако их недостаточно для того, чтобы привести все дороги, переданные в муниципальную собственность, в соответствующее нормам и правилам состояние. Источники формирования муниципальных дорожных фондов недостаточны для существенного изменения ситуации в положительную сторону. В настоящее время все большее распространение приобретает практика выбора судебного способа защиты своих имущественных прав лицами, пострадавшими в дорожно-транспортных происшествиях. В качестве ответчиков по данным делам привлекаются органы местного самоуправления. В результате удовлетворения судами заявленных требований на местный бюджет ложатся дополнительные внеплановые расходы, приводящие к необходимости перераспределять уже запланированные на определенные цели средства для исполнения судебного решения.

Исходя их вышеизложенного, считаем необходимым внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части закрепления в качестве источников формирования муниципальных дорожных фондов дополнительных налоговых доходов.

4. Конституцией Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях.

При этом Федеральным законом № 131-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях и создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В связи с этим увеличивается количество обращений граждан в судебные органы с заявлениями об обязании органов местного самоуправления принять необходимые организационно-хозяйственные меры для предоставления места в муниципальной дошкольной образовательной организации, расширять сеть образовательных организаций для создания необходимого количества мест в них. Возникает ситуация, когда государственные гарантии должны быть обеспечены за счет средств местных бюджетов. В результате удовлетворения судами заявленных требований на местный бюджет ложатся непосильные дополнительные внеплановые расходы.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части закрепления за органами государственной власти обязанности по расширению сети дошкольных образовательных организаций в целях обеспечения необходимого количества мест для лиц, имеющих гарантированное государством право на дошкольное образование.

5.     В целях сохранения возможности органов местного самоуправления при вынесении судебных решений, подлежащих исполнению за счет местных бюджетов, решать иные, обязательные для исполнения вопросы местного значения за счет запланированных изначально средств, считаем необходимым внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования положений об «иммунитете бюджета» (в направлении ограничения исполнения за счет бюджетных средств судебных решений в текущем финансовом году при отсутствии запланированных в достаточном количестве средств на данные расходы).

6.  В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций закреплены за муниципальным районом.

Предлагается аналогичное полномочие (вопрос местного значения) включить в статью 14 Федерального закона № 131-ФЗ для городского поселения в связи с:

наличием на территории городского поселения до 70% рекламной продукции района;

необходимостью учета рекламной деятельности в градостроительной документации, разрабатываемой и утверждаемой городским поселением.

7. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» разрешение на организацию рынка выдается органом местного самоуправления, определенном законом субъекта Российской Федерации. В данном случае законом Республики Северная Осетия-Алания от 30.07.2007 № 37-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» полномочия по выдаче разрешений на право организации розничного рынка закреплены за администрацией муниципального района.

Предлагается наделить аналогичными полномочиями администрацию городского поселения в связи с:

размещением рынков преимущественно на территории городского поселения;

ожидаемым повышением эффективности торговой деятельности на рынке в результате более тесного сотрудничества администрации города с управляющей рынком компанией.

8. Внести уточнения в статью 19 Федерального закона № 131-ФЗ указав, что при расчете объемов субвенций на передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должны в обязательном порядке учитываться административные расходы органов местного самоуправления, связанные с реализацией каждого передаваемого полномочия: заработная плата административного персонала, оргтехника, содержание помещений, коммунальные расходы и др.

9. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России организует работу по государственной регистрации уставов.

В соответствии с приказом Минюста России от 31.05.2012 № 88 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований» государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы осуществляют территориальные органы Министерства – главные управления (управления) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации.

В ходе работы по государственной регистрации уставов муниципальных образований регистрирующий орган сталкивается с проблемой законности уставов. В силу требований пункта 1 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию муниципального правового акта о внесении изменений в устав представляется новая редакция положений устава с внесенными в них изменениями. Соответственно, проверка проводится только тех положений устава, в которые внесены изменения, а не устав в актуальной редакции. Поэтому в некоторых уставах встречаются нарушения, связанные с динамично меняющимся федеральным законодательством. Считаем, что необходимо проводить проверку не только муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, но и устава в актуальной редакции.

10. Согласно пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 № 344 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» территориальный орган исключает муниципальное образование из реестра на основании закона субъекта Российской Федерации об упразднении либо преобразовании муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу указанного закона. А в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2012 № 344 муниципальное образование включается в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации на основании закона субъекта Российской Федерации о создании вновь образованного муниципального образования в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава этого муниципального образования.

Таким образом, складывается ситуация, когда муниципальное образование исключено из государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, а устав этого муниципального образования остается действующим. Это вызвано тем, что не установлен порядок признания утратившим силу уставов муниципальных образований в случае исключения муниципальных образований из государственного реестра. Указанный порядок нужно установить на федеральном уровне.

11. В ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ у правоприменителей вызывает вполне объяснимую критику тот факт, что исключение, установленное пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ для вынесения проекта устава муниципального образования или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав на публичные слушания, распространяется на случаи, когда внесение изменений в устав вызвано необходимостью приведения его в соответствие с иными изменившимися нормами федерального законодательства, не касающимися вопросов местного значения и полномочий по их решению. Представляется, что для того, чтобы решить обозначенную проблему, законодателю не следует ограничиваться обобщенной формулировкой, поскольку общая норма может быть подвергнута расширительному толкованию, что приведет к ущемлению права граждан на участие в обсуждении проекта устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. На наш взгляд, целесообразно указать непосредственно в тексте Федерального закона № 131-ФЗ конкретные структурные элементы (пункты, части, статьи) актов федерального законодательства, приведение в соответствие с которыми в случае их изменения устава муниципального образования не требует учета мнения населения. И это должны быть только такие положения, которые императивно урегулированы федеральным законодательством и не допускают проявления усмотрения представительного органа муниципального образования;

12. Согласно абзацу третьему части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

В случае перехода к исполнению полномочий администрации поселения администрацией муниципального района соответствующие изменения в устав муниципального района вступают в силу после их государственной регистрации и официального опубликования в соответствии с абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку структура органов муниципального района в данном случае не меняется, а расширяется круг полномочий администрации муниципального района.

В свою очередь изменения, внесенные в устав поселения, изменяют структуру органов местного самоуправления поселения, в связи с чем, будут вступать в силу по истечении срока представительного органа муниципального образования, принявшего данное решение (абзац второй части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

При этом применение новой схемы осуществления полномочий администрации поселения администрацией муниципального района возможно только по истечении срока полномочий главы муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, поскольку перечни оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации не содержит такого основания как исключение местной администрации поселения из структуры органов местного самоуправления поселения (часть 6 статьи 36 и часть 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

В результате в период до истечения срока полномочий главы муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, одни и те же полномочия будут исполнять и глава администрации муниципального района и глава поселения (глава администрации поселения) параллельно. Очевидно, что нужна доработка абзаца третьего части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ.

13. Согласно абзацу второму части 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Как же быть в случаях, когда оставшийся срок полномочий представительного органа составляет менее 2 лет, кто будет исполнять полномочия главы местной администрации? В Федеральном законе этот вопрос не урегулирован;

14. В соответствии с абзацем третьим части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Возникает спорный вопрос: входит ли глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, который осуществляет свои полномочия на постоянной основе, исполняет полномочия председателя представительного органа, в эти 10 процентов?

Указанная проблема может быть устранена путем изменения федерального законодательства.

Начальник Управления                                                                             М.Б. Элдзарова

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).