Вы здесь

Статья по теме: «Законодательство Республики Северная Осетия-Алания в сфере участия граждан в охране общественного порядка»

 

Общественный порядок как объект деятельности правоохранительных органов связан с поддержанием нормальных общественных отношений в общественных местах. Сотрудники правоохранительных органов в соответствии с ведомственными нормативными актами охраняют общественный порядок путем организации и несения патрульно-постовой службы на улицах и других общественных местах или реагирования на сведения об угрозах правам и свободам граждан, общественной безопасности или общественному порядку. В отличие от возможностей органов внутренних дел гражданин может участвовать в охране общественного порядка в любом месте, где он находится правомерно, что расширяет территориальные возможности охраны общественного порядка.

Деятельность членов общественных объединений по охране общественного порядка имеет большое социальное значение, проявляющееся в особенностях решаемых задач.

Однако законодательство Российской Федерации до 2014 года не обеспечивало возможности полноценного участия общественных объединений в охране общественного порядка. Возможность участия граждан в охране общественного порядка была регламентирована положениями федеральных законов, не связанными друг с другом логически. Основную регулирующую роль выполняли законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанными обстоятельствами было обусловлено принятие Федерального закона от 02.04 2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», целью которого является создание правовых условий для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, устанавливающего принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

По данным федерального регистра в Республике Северная Осетия-Алания действует 4 нормативных правовых акта, регулирующих правоотношения в сфере участия граждан в охране общественного порядка:

- Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.01.2004 № 2-РЗ «Об участии населения Республики Северная Осетия-Алания в обеспечении общественного порядка»;

- Закон Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2007 № 33-РЗ «О государственной поддержке казачьих обществ в Республике Северная Осетия- Алания»;

- Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2013 №416 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания на 2014 - 2018 годы»;

- Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.11.2012 №409 «О республиканской целевой программе «Государственная поддержка казачьих обществ Республики Северная Осетия-Алания на 2013 - 2015 годы».

Предметом регулирования Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.01.2004 № 2-РЗ «Об участии населения Республики Северная Осетия-Алания в обеспечении общественного порядка» являются отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка.

Данным региональным законом установлены:

- формы участия граждан в обеспечении общественного порядка;

- отношения органов местного самоуправления и органов внутренних дел на территории Республики Северная Осетия-Алания с гражданами и их объединениями, участвующими в обеспечении общественного порядка;

- ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного порядка;

- порядок создания и деятельности народных дружин;

- основные направления деятельности народных дружин;

- права и обязанности, ответственность народных дружинников;

- гарантии правовой и социальной защиты и формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

- финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

- контроль за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.

В Законе Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2007 № 33-РЗ «О государственной поддержке казачьих обществ в Республике Северная Осетия- Алания» закреплено право казачьих обществ принимать участие в охране общественного порядка

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2013 №416 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания на 2014 - 2018 годы» утверждена Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Развитие межнациональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014 - 2018 годы.

В рамках указанной государственной программы действует подпрограмма «Государственная поддержка казачьих обществ Республики Северная Осетия-Алания», направленная на реализацию государственной политики в отношении казачества в Республике Северная Осетия-Алания. подготовка казаков

Одним из приоритетных направлений деятельности казачьих обществ является участие в охране общественного порядка.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.11.2012 №409 утверждена республиканская целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ Республики Северная Осетия-Алания на 2013 - 2015 годы», одной из основных задач которой является привлечение членов казачьих обществ к участию в охране общественного порядка.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания систематически проводится правовая экспертиза, в том числе повторная, нормативных правовых актов, а также проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Северная Осетия–Алания с учетом положений Федерального законодательства.

По результатам проведенной Управлением правовой экспертизы нормативных правовых актов, действующих в рассматриваемой сфере, противоречия федеральному законодательству были выявлены в одном акте:

- Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.01.2004 № 2-РЗ «Об участии населения Республики Северная Осетия-Алания в обеспечении общественного порядка».

Данный региональный закон был принят в соответствии с требованиями п. «б» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15.01.2004 № 2-РЗ «Об участии населения Республики Северная Осетия-Алания в обеспечении общественного порядка» действовал еще до принятия Федерального закона от 02.04 2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и соответственно не учитывает базовые положения данного федерального закона.

Экспертное заключение Управления с характеристикой выявленных несоответствий было направлено в Парламент Республики Северная Осетия-Алания спросьбой о принятии мер по приведению указанных постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания в соответствие с федеральным законодательством.

В результате проект республиканского закона о внесении изменений, в связи с необходимостью приведения Закона Республики Северная Осетия - Алания от 15.01.2004 года №2-РЗ «Об участии населения Республики Северная Осетия - Алания в обеспечении общественного порядка» в соответствие с федеральным законодательством, предполагается включить в План законотворческой деятельности Парламента Республики Северная Осетия - Алания пятого созыва на 2015 год.

Практика совместной работы с общественными формированиями правоохранительной направленности показала, что добровольные народные дружины и другие гражданские объединения могут оказывать неоценимый вклад в обеспечение порядка и стабильности общества.

 

 

 

Ведущий специалист – эксперт отдела

по вопросам нормативных правовых

актов субъекта Российской Федерации

и ведения федерального регистра,

ведения реестра муниципальных образований,

регистрации и ведения реестра

уставов муниципальных образований                                                           Д.Р. Кулова

05 ноября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).