Вы здесь

Формы государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций

 

Современное общество невозможно представить без некоммерческих организаций, которые являясь связующим звеном между государством и обществом, решают задачи по реализации общественно полезных целей. Некоммерческая организация (далее - НКО), как юридическое лицо, наделяется правами, обязанностями, правоспособностью и другими юридическими свойствами.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за деятельностью некоммерческих организаций.

Государственная функция по контролю за деятельностью НКО осуществляется непрерывно и включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок, посещение мероприятий некоммерческих организаций, анализ представленных отчетов. Отмечу сразу, что наиболее эффективной формой контроля являются проверки.

Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:

принятие решения о проведении проверки;

подготовка к проверке;

проведение проверки (выездной или без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации);

подготовка акта проверки, ознакомление с ним некоммерческой организации;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

Основной вид проверок, осуществляемых территориальными органами – плановые документарные проверки.

Проверки Управлением проводятся либо по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (выездная проверка), либо без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (документальные проверки).

При осуществлении контрольных функций Управление взаимодействует с правоохранительными и другими государственными органами.

Предметом проверок является соответствие деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Проводимые уполномоченным органом проверки в большинстве случаев являются плановыми и осуществляются в соответствии с утвержденным планом проверок на соответствующий календарный год и размещенном на официальном сайте Управления.

Следует отметить, что некоммерческими организациями часто оказывается противодействие проверке, которое выражается в непредставлении документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме. По данному факту проверяющий государственный служащий составляет протокол об административном правонарушении.

Действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления проверок во внеплановом порядке по следующим основаниям: истечения сроков исполнения НКО выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ и несоответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами; поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан о фактах, свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности НКО; представления избирательной комиссии о проведении проверки НКО; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки на основании требования прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В 2015 году во внеплановом порядке была проверена деятельность 2 некоммерческих организаций.

По состоянию на 01.11.2015 года Управлением проверена деятельность 31 некоммерческой организации.

По результатам проведенных проверок в соответствии с действующим законодательством в адрес некоммерческих организаций выносятся   предупреждения, в суды направляются  исковые заявления о ликвидации либо прекращении деятельности юридических лиц, принимаются решения о приостановлении деятельности некоммерческих организаций.

Еще одной формой государственного контроля, осуществляемого Управлением является анализ отчетов.

Осуществление анализа отчетов, представляемых некоммерческими организациями, в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", постановлением Правительства "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", приказом Минюста России "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций", приказом Минюста России "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", включает в себя:

прием отчетов;

рассмотрение и анализ отчетов специалистами;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческих организаций.

Срок рассмотрения отчета НКО не может превышать  один месяц с даты его поступления.

В ходе рассмотрения отчета специалист проверяет правильность оформления отчета, анализирует содержание отчета, полномочность лиц, подписавших ответ.

В случае выявления недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчета, специалист направляет в адрес НКО предупреждение о выявленных недостатках со сроком их устранения.

В 2015 году специалистами Управления проведен анализ 738 отчетов некоммерческих организаций.

 В случае непредставления отчетов некоммерческими организациями Управление выносит предупреждения, составляет протоколы об административном правонарушении. В случае неоднократного непредставления в установленный срок ежегодного отчета Управлением составляются исковые заявления о прекращении деятельности либо ликвидации некоммерческих организаций.

Управлением активно реализуется и такая форма контроля, как посещение мероприятий, проводимых некоммерческими организациями.

Основанием для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций является получение территориальным органом сообщения о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации.

Последовательность административных действий при участии должностных лиц территориальных органов в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, включает в себя:

получение информации о проведении мероприятия и принятие решения об участии в нем;

посещение мероприятия;

оформление итогов посещения мероприятия;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

В качестве наблюдателей специалисты Управления приняли участие в 35    мероприятиях, проведенных некоммерческими организациями. Фактов нарушений уставных положений и действующего законодательства некоммерческими  организациями при посещении мероприятий специалистами не выявлено.

В заключении хочется отметить, что осуществление контроля за  деятельностью НКО способствует соблюдению НКО не только требований своих уставных задач и положений, но и действующего законодательства.

 

Специалист-эксперт по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России  по  Республике  Северная  Осетия – Алания  М.С. Исмаилова.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).