Вы здесь

Порядок принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования

Устав муниципального образования обладает особой юридической природой по отношению ко всем прочим местным нормативным актам. К вопросу о важности этого документа, устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.

Говоря о порядке принятия устава либо муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, следует остановиться на стадии подготовки проектов этих документов. Законом предусмотрен широкий круг лиц, имеющих право вносить на рассмотрение проекты: это депутаты представительного органа, глава администрации, глава муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления. Кроме перечисленных органов это может быть и просто инициативная группа граждан. Только в этом случае необходимо помнить о том, что минимальное число граждан инициативной группы устанавливается решением представительного органа, но не может превышать трех процентов от числа жителей данного муниципального образования, естественно обладающих избирательным правом. Решение, которое впоследствии (в течение трех месяцев) принимает представительный орган по данному проекту, в обязательном порядке должно быть доведено до сведения инициативной группы граждан в письменной форме.

Далее проект подлежит принятию представительным органом, как правило, решением в порядке, закрепленном в регламенте этого представительного органа. До принятия проекта устава или акта о внесении изменений в устав, он должен быть в обязательном порядке обнародован или опубликован вместе с документом, устанавливающим порядок учета предложений по проекту и порядок участия граждан в его обсуждении.  Причем опубликование или обнародование должно быть фактически произведено за 30 дней до принятия проекта.

Публичные слушания – это одна из важнейших ступеней в процедуре принятия устава. Поэтому в данном вопросе законом четко регламентируется, что порядок организации и проведения публичных слушаний хоть и может регулироваться уставом или любым другим нормативно-правовым актом муниципального образования, однако в обязательном порядке должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом устава, другие меры, которые обеспечивают участие жителей в публичных слушаниях. Результаты, которые принимаются на публичных слушаниях, также подлежат опубликованию либо обнародованию. Если, в ходе публичных слушаний от населения никаких предложений не поступало, этот факт также необходимо указывать в результатах публичных слушаний.

Необходимо отметить, что принятие устава находится в исключительной компетенции представительного органа. В случае если в поселении численность жителей не превышает 100 человек, устав может быть принят на сходе граждан.

При принятии устава на заседании представительного органа должен быть обеспечен учет мнения населения по проекту устава. После всех необходимых процедур, предусмотренных регламентом представительного органа, устав принимается большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов. При этом обязательно ведется протокол.

Принятый устав либо акт о внесении изменений в устав, после его принятия на заседании представительного органа, подлежит государственной регистрации в Управлении Минюста России по Республике Северная Осети- Алания. Несоблюдение порядка принятия устава, также как и не соответствие его положений действующему законодательству, является основанием для отказа в государственной регистрации. В этой связи уместно отметить, что в 2013 году было принято 14 решений об отказе в государственной регистрации, а по состоянию на сентябрь 2014 года было принято 3 решения об отказе в государственной регистрации. При этом следует помнить о том, что устав не вступит в силу без данной регистрации, даже если он впоследствии будет опубликован или обнародован. Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный устав в течение семи дней со дня его поступления из Управления Минюста России по Республике Северная Осети- Алания и в течение 10 дней представить сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) в Управлении Минюста России по Республике Северная Осети- Алания. Только после проведения всех, указанных выше действий устав считается вступившим в силу и может быть использован гражданами, проживающими в данном муниципальном образовании.

 

Специалист 1 разряда отдела

по вопросам нормативных правовых

актов субъекта Российской Федерации и

ведения федерального регистра,

ведения реестра муниципальных образований,

регистрации и ведения реестра уставов

муниципальных образований                                                                    З.А.Бибилова

17 сентября 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).